Инопланетный облик фотографа Юлии Мильнер прекрасно соответствовал ее проекту Universe.
Фото Антона Галецкого
В коридоре нижнего этажа музея группками толпилась публика, среди которой можно было увидеть и пожилых людей, и людей среднего возраста, и молодежь. Примерно в равном количестве. Чинные сухощавые дамы, высокие интеллигентные старики, улыбчивые и энергичные иностранцы, а рядом разряженные молодые девушки, следующие принципу, что на выставке можно и картины посмотреть, и себя показать. Красное и белое вино загадочных сортов подавали в пластмассовых стаканчиках, и тот, кто в этот теплый апрельский день начинал испытывать не только духовную жажду, клубились возле Отдела науки, откуда время от времени выносили этот нектар. Честно сказать, было действительно жарко, особенно в двух небольших залах, где набилось больше всего людей. В одном из них был выключен свет, а дверь закрыта черными шторами. Там на экране во всю стену демонстрировали очередной видеопроект Юлии Мильнер, известной тем, что она запустила в России мобилографию и первый сетевой онлайн-портал Click I hope. Новая работа получила название Universe.
В темной комнате звучала таинственная космическая музыкальная тема. Протиснувшись между зрителями, можно было увидеть, как на экране, сменяя друг друга, возникают яркие, причудливые изображения кольцевых туманностей, лунных затмений, солнечных пятен и даже солнечного ветра. Как было заявлено в аннотации, эти фотографии Вселенной были сделаны при помощи сложнейшей аппаратуры и техники. Однако в отличие от правдивой и скучной космической черноты, расчерченной белыми линиями, раскрашенные и вкусные образы Мильнер медленно распускались на экране причудливыми экзотическими соцветиями и вытянутыми красными сердцами. Из черноты выплывали то ли рыбы, то ли фантастические подлодки, пронизанные голубым светом, в большинстве композиций эти хитросплетения были похожи не только на инфузории и амебы. И хотя организаторы выставки стояли на том, что в проекте Мильнер вырисовывается образ женственности, среди этих космических образований можно было отметить признаки обоих полов.
Пришедшая на открытие выставки Юлия Мильнер нарядилась в духе своего межгалактического проекта: в блестящем розовом платье с короткой стрижкой и идеально ровными дугами бровей она напоминала инопланетянку, щедро одаривающую землян ослепительной улыбкой. Открывать выставку в темноте было сложно, поэтому директор музея «Московский дом фотографии» Ольга Свиблова и примкнувший к ней Зураб Церетели провели эту торжественную процедуру в соседнем зале, где экспонировали еще один представленный в этот день проект – выставку Надежды Никитиной «Кладбище коммунизма». Она была выполнена в совершенно ином ключе, но тоже пользовалась успехом у зрителей. Героями ее стали полностью или частично сохранившиеся памятники коммунистической эры, собранные Акишем Элиедом в Парке скульптуры на окраине Будапешта. Кстати, на фотографиях вернисажа взгляд публики приковывали не Ленин и не Маркс с Энгельсом и, конечно, не большая красная пятиконечная звезда из живых цветов, а стоящие на трибуне сапоги отца народов. Своего рода знак. Это все, что осталось от памятника, взорванного в Будапеште во время восстания 1956 года.
Глаза фотогероев Георгия Острецова бдительно следят за зрителем, в каком бы углу комнаты он ни находился. Серия «Смотри в оба». Фото Георгия Острецова |
Противоречивые чувства вызвала выставка «Смотри в оба». Ее автор Георгий Острецов с небольшими артистическими усиками и бородкой важно расхаживал по залу, обмениваясь новостями и мнениями со знакомыми и друзьями. В своем проекте художник решил «посоревноваться» с самим Леонардо да Винчи. Как известно, магическое свойство Джоконды заключено не в ее улыбке, а во взгляде, который направлен на зрителя, в какой бы точке он ни находился. Чтобы приковать внимание зрителей, Острецов прибегнул к эпатажному и даже пародийному приему. К черно-белым портретам большого формата – ребенку за решеткой, спортсмену в майке с надписью «СССР», юноше, использующему вместо вилки плоскогубцы, – Острецов приделал огромные вытаращенные глаза с бегающими зрачками. К тому же сами фотографии вращались вокруг собственной оси. Что ж, такие инсталляции не заметить сложно. Сам Острецов сказал, что это вращение символизирует хаос нашего мира, где все вечно переворачивается с ног на голову. Двум пожилым посетителям такая круговерть показалась слишком сильной, и они, обмениваясь критическими замечаниями на тему современного искусства, поспешили покинуть зал, пока не закружилась голова.