Автор выставки Татьяна Палеева облачена в женский праздничный наряд племени дун.
22 марта в Центре дизайна ArtPlay открылась выставка Татьяны Палеевой «Затерянными тропами племен юго-западного Китая».
Впечатление в искусстве возникает на стыке противоположностей, порожденное силой контраста. Так случилось и на выставке Татьяны Палеевой. На дизайн галереи, тяготеющий к эстетике минимализма, сочными мазками легли яркие краски китайского костюма. Под бетонными сводами расцвел сад живых цветов: на подмостки дощатого пола вышел ансамбль танцев Сычуани, Тибета и Юннани. Юные танцовщицы в алых штанах и блузках, усыпанных розовыми бутонами, исполнили национальный танец, ловко манипулируя пестрыми веерами.
Автор проекта Татьяна Палеева радушно встречала гостей. Публике подавали чай со всеми аксессуарами чайной церемонии. Можно было отведать аутентичную китайскую еду. Это были сладкие шарики «мачо», обсыпанные кунжутом и по вкусу похожие на пончики, а еще блюдо, напоминающее манты, но без портящего вкус толстого «хвостика» из теста.
Европейский манекен в костюме китайской провинции Гуйчжоу – это ли не встреча Запада и Востока? Фото Сергея Приходько (НГ-фото) |
Татьяна Палеева и советник-посланник КНР в России Юе Бинь открыли выставку. За годы этнографической работы Палеева собрала большую коллекцию китайских костюмов, украшений, отражающих нравы и обычаи юго-западного Китая. Эти изыскания интересны тем, что, удалившись от фольклорного мейнстрима, она обратилась к культуре малоизученных народностей. В основу нынешней экспозиции легли наряды племен мяо (хмонг), гэ (гэлао), буи (буей), дун и яо (ман, мань или минь), живущих в горах Гуйчжоу и Гуанси.
Роман Палеевой с Китаем начался в 1989 году. Все произошло по воле случая. Она преподавала языки на филфаке Российского университета дружбы народов. Вдруг пришел запрос: кого-нибудь из доцентов нужно было отправить в Институт иностранных языков Пекина № 1. Палеева владела английским, испанским и португальским. Ей не особенно хотелось в Китай: больше прельщала такая экзотика, как Куба, Ангола и Мозамбик. Дело решили уговоры подруги. Два года жизни и работы в Пекине положили начало увлечению китайской историей, старинной мебелью и текстилем.
В конце 90-х Татьяна не знала о национальных меньшинствах Китая. Более того, провинция Гуйчжоу и Тибет были закрыты для въезда иностранцев. Ей довелось попасть туда только в 1996 году. Тогда у нее появилась возможность больше путешествовать и вплотную подойти к изучению искусства. Главной темой исследований стал текстиль. В круг интересов вошла Юго-Восточная Азия, особенно район «золотого треугольника», куда мигрировала часть тибетских народов из Поднебесной.
По рассказам Палеевой, племена мяо, гэ, буи, дун и яо любят гостей. Обитая в горных деревнях, они видят мало иностранцев: Татьяна была первой русской, которую они встретили. Народности говорят на языках тибетско-китайской группы. Характерно то, что они бесписьменные. Этот аспект обусловливает увлекательность фольклора, отображенного в обычаях и национальных костюмах.
Татьяна на вернисаже была облачена в женский праздничный костюм дун – черную куртку, расшитую золотыми узорами. Еще один наряд дун – мужской праздничный халат с драконами можно было видеть у входа в галерею. Дун – единственная народность, выращивающая хлопок (другие ткут одежду из конопли). Женщины дун носят передники, короткие юбки в складку и гетры. Но главный отличительный нюанс – это серебряные украшения и прическа. Очень важно сделать на голове причудливый узел, форма которого зависит от местности и возраста красавиц.
Для мяо характерна искусная вышивка. У них существует множество техник создания и обработки тканей: ткачество лентами, живопись, аппликация. Все это часто комбинируют в одном наряде. Интересны женские свадебные и праздничные облачения. На вернисаже была представлена праздничная женская куртка из округа Дачжай, сотканная ромбовидным плетением и окрашенная в цвет индиго. В ее украшения вошел спиральный орнамент «вуотуо». С древности мяо устраивали бой быков, считавшийся жертвоприношением предкам. Орнамент «вуотуо» имитирует рога на голове быка.
Народность гэ с древности была воинственна. Воевали даже женщины. Костюм гэ позволяет рассмотреть, что орнаменты на женском наряде напоминают украшения доспехов. Женщины гэ носят куртки военного покроя, шапки с красной кисточкой, шаль, повязку на бедрах, юбку в складку, гетры, три фартука и жилет. У гэ интересен метод обработки ткани воском. Ткань растягивают на доске и расплавленным воском наносят узор. Когда ткань покрывают краской, воск не позволяет ей пропитать эти участки.
Если говорить о фотографиях, то для Палеевой они всегда были этнографическим сопровождением. Тем не менее в нынешнем проекте они заняли большое место. Это не только жанровые снимки Татьяны. Это старинные фотографии южного Китая XIX века известного фотографа Джона Томсона. Это снимки пекинца Кан Гоцина и работы его сына Кан Сюэсуна, а также цветные фото мастера Лу Сьяни. Среди них наиболее выразительны работы «Портрет актера оперы нуо си народности туцзя. Район Дэ Цзян» и «Ритуальный танец «Куо Тайци» народности и», на котором изображен танец в бородатых масках горных идолов.