Черно-белое любительское и профессиональное фото стало незаменимым материалом, создавшим в свое время визуальный ряд рок-музыки 60-80-ых. Монохромная эстетика с одной стороны как бы подчеркивала несвободу режима и, как следствие, невозможность цветового выбора, а с другой – это было осознано позже – индивидуальность, непохожесть рокерской субкультуры, сформировавшейся в условиях андеграунда.
Реалистичные документальные тона, не раздражающие глаз едкостью красок, помогли создать стиль, по которому рокеров безошибочно отличала публика. Сегодня для заслуженных рок-персон альбомы с фотоархивом – это возможность лишний раз испытать ностальгию по ушедшей эпохе. При таком раскладе проект, задуманный фотографом Алексеем Никишиным «В роли себя/ Часть первая. Музыка», оказался как нельзя кстати.
Никишин создал индивидуальные и групповые монохромные портреты рок-музыкантов из 12 групп. Среди них Андрей Макаревич и Евгений Маргулис, Вадим и Глеб Самойловы, Вячеслав Бутусов и Армен Григорян, Сергей Галанин, Вадим Степанцов и многие другие. Это была не концертная, но и не студийная съемка. Концептуальной основой выставки стала попытка создать естественные психологические портреты. Без грима.
Никишин противопоставил их глянцевой гламурной фотографии, где над моделью трудятся гримеры, визажисты и стилисты, а потом снимок основательно обрабатывают в программе Fotoshop. Однако при всем уважении к этой идее, нужно сделать замечание, что цвет незаслуженно стал заложником сложившегося в наше время стереотипа фальшивого глянца.
Не секрет, что цвет дает больше возможностей для передачи эмоционального состояния, к тому же работать с ним гораздо сложнее, чем в монохроме, который позволяет скрывать многие огрехи. Можно сказать, что, прикрываясь стилем, глубиной и значительностью черно-белого фото, авторы исподволь упрощают себе задачу.
Тем не менее, экспозиция Алексея Никишина в галерее «FotoLoft» достигла своей цели. Она сумела создать психологический облик зрелого, мудрого и┘ опечаленного рок-музыканта нашей эпохи. На снимках 70-ых его чело не было мрачно, несмотря на жестокость обезличивающего тоталитарного режима.
Сегодня можно сказать, что протест возродился, но в ином качестве. Направленный против охмурения народа, которому по дешевке предлагают цветную жвачку ток-шоу и тупых сериалов, он изменил и качество проявления. В мире акцентированной индивидуальности рок-музыкант склонен отступать во внутреннюю оппозицию.
Вот, портрет Андрея Макаревича. Лоб его прорезали морщины, взгляд устремлен вниз и одновременно как бы внутрь себя. В том же духе сделан портрет Вячеслава Бутусова. Вот лидер группы «Пикник» Эдмунд Шклярский. С взглядом долу он похож на задумавшегося монаха-отшельника. Но есть и исключения. Это лукаво улыбающийся Вадим Степанцов (его трудно представить мрачным) и Андрей Гордеев – лидер «Манго-Манго».
Вот как Гордеев прокомментировал выставку: «Она реальная. Так получилось, что на каком-то вопросе Алексей меня поймал, и я получился как Муссолини. Все было абсолютно естественно. А потом это же монохром, который просвечивает все внутренности. Это как рентген. Вы говорите, музыканты получились грустные? Так оно и есть. Кто такой музыкант? – Человек без праздника. У всех есть, а у него нет. Даже когда праздник приходит, его просят: «Возьми, поиграй чего-нибудь!». Музыкант вздыхает, берет в руки гармошку или гитару, и все начинается снова. Мы делаем праздник, а сами остаемся без него».
Оказалось, что рок-музыканты – интересующийся и обязательный народ. Выставку «В роли себя» посетила половина участников проекта. И, возможно, было бы больше, если бы некоторым не нужно было ехать из Петербурга. Так, на презентацию пришли лидеры «Агаты Кристи» – Вадим и Глеб Самойловы, солист группы «Калинов Мост» Дмитрий Ревякин, Дмитрий Четвергов и Евгений Маргулис.
Худощавый и высокий Сергей Галанин, прятавшийся за темными очками, оказался, тем не менее, любезным и общительным: «Замечательное ощущение. Ощущение, что людей увидел какими-то незащищенными. Не грустными, а задумчиво-естественными. Думаю, что мы все в какой-то момент суток чувствуем себя усталыми, не столько физически, сколько духовно┘
Не знаю, как это произошло с Алексеем. Мы не выпивали, и буквально только познакомились. Тем не менее, сразу доверились друг другу. Он обладает свойством располагать к себе людей. Замечательно, что он не ставил нас в позы. Я ненавижу все эти постановочные дела. Ты чувствуешь при этом себя таким несвободным. Получается, всю жизнь боролся за то, чтобы стоять, как ты хочешь, а тут тобой командуют. Это сильно напрягает».
Большое оживление вызвало появление Андрея Макаревича, который, как и остальные совершил круг почета по залу, рассматривая и обсуждая работы, фотографируясь с Никишиным на фоне своих и чужих снимков. Он был солидарен с другими: «Мне вообще нравится классическая традиционная черно-белая фотография, со вкусом снятая на пленку, когда основная задача – раскрыть тот объект, который ты снимаешь.
Когда Алексей фотографировал, все получилось быстро. У нас было мало времени. Он заехал ко мне минут на тридцать, снимал на старую «лейку». Привез единственный световой прибор, и пользовался только им, хотя у меня дома было еще несколько. Одной рукой постоянно меняя высоту света и угол, он сделал где-то две пленки. А по поводу «мрачной» тенденции выставки задам встречный вопрос: а вам не осточертело то веселье, которое у нас вокруг стоит?