Маэстро обеспокоен дилетантизмом в музыке.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
В комнате хрущевки столы, диван и пол были завалены кучами журнальных вырезок и рисунков. Но это была не мастерская модельера. С помятых постеров и обрывков смотрели лица металлистов и рокеров. А орудовал в гуще всего этого никому не известный художник-наркоман. Художник под кайфом составлял коллажи и творил образы, навеянные музыкой. Среди композиций, включаемых там, врезалась в память группа Ministry, а еще музыка Эннио Морриконе. Имя звучало как заклинание. Мы лежали на полу, стены таяли, и сквозь пространство комнаты, потрясая копьями, проносилась конница рыцарей, издающих пугающие боевые кличи.
Морриконе – самый знаменитый и плодовитый в мире композитор кино. Он написал музыку более чем к 400 фильмам. Однако его музыка для фильмов часто входит в жизнь людей не как оформление кадра, а как самоценное произведение. Она воспринимается в отрыве от сюжетных коллизий. Это один из аспектов, ставящий Эннио Морриконе в ряд настоящих великих творцов. Композитор создал свой стиль, в котором смешались опера и джаз, кантри и фольклор, авангард и рок-н-ролл. Он применял необычные инструменты: электрогитары, колокольчики, гармоники и рожки. Его фирменным знаком стало использование в качестве инструмента оперного женского вокала.
В этом году Морриконе 80. За свою долгую жизнь он сотрудничал с множеством режиссеров, среди которых Бернардо Бертолуччи, Пьер Паоло Пазолини, Роман Полански, Брайан Де Пальма и Педро Альмодовар. Темы из кинофильмов «Хороший, плохой, злой», «Однажды на Диком Западе», «Однажды в Америке», «Миссия», «Профессионал» стали классикой. А недавно он написал музыку для фильма Владимира Хотиненко «72 метра». Нынешний приезд Морриконе в Москву – не первый. На пресс-конференции он отметил, что ему приятно выступать для русской публики, которая любит его произведения.
Выступление в ГКД получилось интернациональным. Римский оркестр Морриконе выступал в тандеме с хором Государственного телевидения и радио. Композитор был очень обрадован его профессионализмом. На пресс-конференции журналисты интересовались секретами композитора. Морриконе заметил, что важна встреча с режиссером. Важно знать, какое психологическое развитие сюжета он предполагает. А в целом единого рецепта нет. Иногда все решает беседа, иногда чтение сценария, а порой – раскадровка. При вопросах о подрастающем поколении маэстро выказал себя консерватором: он пессимистично смотрит на молодежь, которая, по его мнению, не хочет учиться музыке.
Наряду с этим композитор с восхищением произносил имена Баха, Моцарта, Бетховена, Стравинского. А еще американского композитора Джона Кейджа. Из русских музыкантов он упомянул Софью Губайдуллину. Признался, что любит слушать музыку коллег, написанную к неизвестным, не разрекламированным фильмам. Очень сетовал на то, что в последнее время в музыке побеждает дилетантизм. Многие ищут легкие пути создания музыки и ее выгодной продажи. Он считает, что настоящий композитор начинает карьеру после долгих лет учебы, причем начинает ее с чистого листа.
В беседе выяснилось, что Морриконе – примерный семьянин. Уже около полувека он живет со своей первой женой, которая по совместительству его муза. У него четверо детей – трое сыновей, один из них, Андреа Морриконе, тоже пишет музыку к фильмам. А еще Морриконе сказал, что очень хотел бы представить в России не только саундтреки, но и другую сторону своего творчества – камерную инструментальную музыку. И это прекрасно. Главное, чтобы перед концертом Эннио Морриконе вдруг не увидел сиреневый цвет или число «17», которые он считает плохой приметой.