Балетный архетип - «Класс-концерт» Асафа Мессерера.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
– 29 февраля бывает раз в четыре года, – сказала, поднявшись на Новую сцену Большого театра Анита Гиговская, издатель журналов группы Elle. – В такой вечер случается что-то особенное.
Одноактные балеты – это действительно нечто особенное, сродни коротким рассказам в литературе. Для создания такого произведения нужны высочайшее мастерство режиссера, балетмейстера и самих танцоров, большой опыт и умение мыслить нестандартно. Ну и та самая чеховская «краткость».
С шедеврами балетного искусства Большой театр знакомил своих гостей вместе с журналом Elle в рамках программы «Золотой маски».
«Это уже не первый наш опыт сотрудничества, – рассказывает Анита Гиговская корреспонденту «НГ». – Год назад мы впервые устроили закрытый показ для друзей потрясающей оперы «Волшебная флейта». Сотрудничество с «Золотой маской» длится уже много лет. В конце концов мы не только модный, но и культурный журнал».
Начало вечера – классика. Зрители увидели одноактный балет Асафа Мессерера «Класс-концерт». Показать школу танцев в динамике великому балетмейстеру пришло в голову еще в 20-х годах, в 1960 году спектакль увидел свет, потом его незаслуженно забыли. В 2007 году балет восстановил Михаил Мессерер.
Среди балетных упражнений развиваются отношения, поэтому наблюдать за бесконечными плие, батманами и антраша нескучно. В этой постановке прекрасно классической строгой красотой все, даже «пирамида» в финале. И жесты, поддержки, мельчайшие движения – документальный стиль, фотографии Родченко, балетная школа Айседоры Дункан.
Вторая часть вечера была отведена творчеству британца Кристофа Уилдона. Misericordes («Милосердные») – совсем свежая постановка, ей всего год. На сцене оживают фрески или тени. Точно продуманный танец создает ежесекундно увеличивающееся чувство трагедии, так что название балета уже имеет мало общего с милосердием, это «мизерикорда», маленький кинжал, приносящий облегчение в смертельных муках. Это действительно Шекспир в танце, абстрактный Гойя.
«В комнате наверху» – балет Твайлы Тарп – дает зрителям передышку. Этот спектакль – виртуозная зарисовка с какой-то гарлемской вечеринки, впрочем, вечеринки похожи во всех уголках мира. По сцене клубится дым, а танцоры исполняют невероятный танец, в котором одинаково четко прослеживаются и классические движения, и степ, и что-то бытовое и повседневное, словно с обычной дискотеки.