Жак Польж – парфюмер с литературным прошлым.
Фото Sebastian Straessle
Прочитав небезызвестный роман Патрика Зюскинда, можно представить, как богат и неизведан мир запахов. Вот запахи детства – маминого ночного крема и яблок, запрятанных в портфеле среди учебников. Вот запахи странствий – йодистый запах морских водорослей, железнодорожных шпал, горячего асфальта и дыма от костра. Все они пробуждают в душе вихрь воспоминаний. Неуловимый запах мужчины становится причиной притяжения либо антипатии. К сожалению, существуя в мире, оторванном от природы, мы утратили остроту и изощренность обоняния. Именно поэтому парфюмер – человек, знающий исходные запахи и синтезирующий новые ароматы, представляется магом и чародеем.
В «Боско-кафе» столики заняты, официанты разносят вино, на освещенной зеркальной витрине в ячейках – 11 больших флаконов. Это новая коллекция духов Les Exclusifs de Chanel, вышедшая в 2007 году. Посетители кафе прибыли сюда, чтобы побеседовать с ее создателем – парфюмером Жаком Польжем. Гость из Франции скромен, любезен и прост, в нем нет ни капли напускной важности и шика. В Москве он впервые. Приветливо и обаятельно улыбаясь, он объясняет публике, в чем, собственно, заключается оригинальность Les Exclusifs de Chanel. Дело в том, что коллекция связана с именем Коко Шанель, которую в мире парфюмерии и моды именуют Мадемуазель. Все ее духи так или иначе связаны с фактами ее биографии.
Еще в 1921 году у Шанель появилась идея разрушить стереотип цветочных ароматов, который привыкли ассоциировать с женским полом. Она мечтала создать стойкий и загадочный древесный запах без кокетства и приторности. Однако аромат, получивший название Sycomore, остался мечтой. Жак Польж задался целью ее осуществить. Для собравшихся в кафе журналистов он повторяет знаменитые слова Шанель: «У женщины, которая не пользуется духами, нет будущего. Женщина носит аромат на том месте, куда она хочет, чтобы ее поцеловали». Польж – очень известный парфюмер. Этот человек создал ставшие легендарными духи Allure и Coco Mademoiselle. Его биография необычна. Вначале он изучал литературу в Экс-ан-Провансе, однако не смог устоять, когда одна из компаний в Грассе пригласила к себе обладателей острого обоняния.
Парфюмерная карьера, начавшаяся в Нью-Йорке, успешно продолжилась в Париже. Литература стала хорошим подспорьем, ведь для идентификации духов важно не только обонять, но и дать им точное описание. Польжа уже многие годы считают ревностным ценителем наследия Дома Chanel. А ныне, восхищаясь даром Мадемуазель, он решил как бы «переписать» коллекцию ее запахов. Так, четыре аромата Les Exclusifs de Chanel, а именно № 22, Gardenia, Bois des Iles и Cuir de Russie – это творения Шанель. Поскольку работу парфюмера можно сравнить с мастерством иконописи, где последователи, так или иначе, доказывают верность традиции, в остальных в ароматах Польжа тоже можно ощутить эхо Коко Шанель и Эрнеста Бо.
Самый новый и оригинальный аромат коллекции – духи Sycomore. Ветивер придает им резкую древесную ноту. Хорош Coromandel – экзотический восточный аромат с примесью амбры. Польж ассоциирует его с китайскими ширмами в квартире Мадемуазель. Свежесть и цитрусовые ноты содержит аромат Eau de Cologne. № 22 – это более легкая и воздушная версия легендарных № 5. Духи Cuir de Russie имеют яркую историю. Когда Мадемуазель Шанель познакомилась в России с Эрнестом Бо, в соавторстве они создали этот дымный запах светлого табака и юфти, пропитанной березовым дегтем, – непередаваемый аромат, навеянный духом элегантного варварства.