Приезд групп вроде Pain of Salvation в Москву – большой праздник для узкого круга столичных «прог-металлистов».
Фото с сайта www.painofsalvation.ru
Шведская группа Pain of Salvation выступила 25 февраля в московском клубе «Апельсин». Сегодня в стиле progressive metal мало кто играет столь же ярко, свежо, без самокопирования и пустого истязания инструментов. Узкие круги московских «прог-металлистов» возликовали. В клуб они явились с приветственным транспарантом, развернули его перед сценой и держали, как князь Андрей знамя под Аустерлицем. Потом все-таки убрали – из-за настойчивого бурчания сзади.
Progressive metal к нам привозят редко. Кого мы до сих пор видели? Немцев из Sieges Even и шведов из Evergrey. Теперь еще 28 февраля приедет группа Andromeda. Тоже из Швеции. Их dvd как раз крутили в клубе «Апельсин». Крутили и приговаривали: «Приходите на «Андромеду», поддержите ребят! Это шведы!» Странная логика: шведы ведь, а не бирманцы, зачем их поддерживать? Тем более что группа второсортная.
Со звуком «Апельсин» подкачал. POS начали с жесткой вещи – Used. Вышла звуковая каша, низкие ноты глушили высокие, нюансы, тонкости, интересные ходы тонули в грохоте. В тени остались вторая гитара и клавишные. Первые десять минут мы присутствовали на стандартном металлическом концерте. Уши привыкали, но прогрессивный элемент терялся.
Стоило музыкантам несколько сбавить обороты, сбить накал, перейти к вдумчивым меланхоличным гитарным пассажам, мягкой игре на ударных, как все встало на свои места. Мы перестали вычленять из шума знакомые мелодии, а стали наконец слушать музыку. Очаровательно и бесподобно прозвучали композиция Undertow в необычной аранжировке и кавер-версия песни Джона Леннона Working Class Hero (на мой вкус – гвоздь концерта). Леннона пели на три голоса. Хорошо пели. Редкий случай, когда ни в одного из певцов не хотелось чем-нибудь швырнуть.
Худрук ансамбля, вокалист и гитарист, поэт и композитор Даниэль Гильденлёв явил себя во всей красе. Он извивался, выл, стонал, рычал, выдавал мелизмы и брал высокие ноты. Подшучивал над публикой. Например, сулил не выйти на бис. «Ну ладно вам, вы же не можете точно знать, выйдем мы или нет!» – говорил он. Если бы POS не вышли на бис, это можно было бы считать «шведской местью» за Полтаву.
Песню Ashes группа исполнила дважды. Сначала в оригинальной версии, затем на бис в версии a la russe. Музыканты появились из-за кулис с балалайками и ложками, сели в кружок и заиграли. Гитарист Йохан Халлгрен с «дредами» до лопаток, бородой и русским народным инструментом смотрелся особенно колоритно. На сцене материализовался небритый мужчина. Он пришел исполнить Ashes┘ по-русски. Публика злорадствовала. Зависть, не иначе: «Он смог, а мы – нет!»
Конечно, на дисках POS звучит более сочно, «информативно». Но и на концерте нам кое-какие крохи от пирога перепали. Во-первых, сложная ритмика. Пять ритмически насыщенных, «рваных» композиций с двух первых дисков группы были сыграны. В том числе и великолепная People Passing By. Во-вторых, повышенная эмоциональность. Музыка POS по-хорошему истерична: меланхолия в ней чревата агрессией, а агрессия – сентиментальностью. Настроение меняется калейдоскопически. В-третьих, тяга группы к экспериментам. Отличный пример – венчавшая выступление песня Disco Queen, гипнотическая композиция с припевом-пародией на диско 70–80-х. Все это не смог убить «апельсиновый» звук.
Каков итог? Два года назад мой приятель познакомился с музыкой группы Sieges Even на их московском концерте. Тогда звук в клубе «Б-2» был настроен как должно. Приятелю повезло. А вот начинать знакомство с Pain of Salvation с их выступления в «Апельсине», увы, не пожелаешь. Progressive metal лучше сначала слушать дома, внимательно, в наушниках. И уже потом идти на концерт┘