В Московском дворце молодежи 22 февраля состоялся «вечер с легендой» – в Златоглавую пожаловала британская группа Jethro Tull, отмечающая в этом году 40-летие. Большой зал был заполнен, проплешин не наблюдалось. Лишний билетик спрашивали еще на станции «Фрунзенской». Пришедшие осаждали лотки с дисками, продавцы умоляли: «Подождите 15 минут, дайте разложить товар!» В фойе выстроилась змеевидная очередь – за футболками и прочей атрибутикой.
Концерт начался на час позже заявленного времени – не в семь вечера, а в восемь. Перед началом шоу нам объявили, что выступлениями в Санкт-Петербурге (21 февраля) и Москве группа открывает юбилейное турне. Это не совсем так. Юбилейный тур начнется в апреле в Великобритании, музыканты будут играть в основном каунтри-блюз, записанный в конце 60-х. Москвичам же Jethro Tull предложили предельно разнообразный сет-лист. Впрочем, и добротного блюза сыграли немало. Someday the Sun Won’t Shine for You, Living in the Past, My Sunday Feeling публика приняла на ура.
Кстати, о публике. Музыка Jethro Tull все-таки рассчитана на интеллигентного слушателя. Однако билеты покупают разные люди. В том числе и те, кому на концертах больше всего нравятся они сами, свистящие в режиме нон-стоп, вопящие «давай!», звериным рыком заявляющие о себе. Для небольших клубов, подвыпившей аудитории это – норма; для концертного зала с посадочными местами – дикость. Звучит соло на флейте – из зала несутся «э-ге-гей!» и молодецкий посвист, музыка комкается. Объявляется композиция America – из зала надсадно орут: «Yankee, go home!» Стыдно.
Несмотря на почтенный возраст группы, в МДМ собралось немало молодежи. В этом нет ничего удивительного. Путь от увлечения тяжелым металлом к арт-року и прогрессивному року 70-х молодой человек преодолевает легко и естественно. Хотя собственно «прогрессива» Jethro Tull предложили нам немного. Я бы отнес к арт-роковым инструментальную композицию The Donkey and the Drum, где солирующая флейта и ритм-секция в какой-то момент занимаются «перетягиванием одеяла» (читай – внимания слушателя), 10-минутную Budapest, несколько вещей, сыгранных со скрипачкой Анной Фибе, и классическую Thick as a Brick. Хотя лично меня исполнение Thick as a Brick разочаровало. Музыканты играли превосходно, но в оригинале эта рок-сюита длится 25 минут, а в МДМ мы услышали 6-минутную нарезку. Такие вещи нужно играть либо полностью, либо не играть вовсе. Смысл теряется.
Шоу состояло из двух отделений. Играли ровно, энергично, с душой. В первом отделении было больше блюза, акустики, оригинальных аранжировок. Например, аккордеон добавил новых красок культовой композиции Mother Goose с альбома Aqualung (1971). Но особенно Jethro Tull удались обработки классики и народной музыки. Были сыграны Bouree – фрагмент из сюиты № 5 для лютни Иоганна Себастьяна Баха, а также Pastime with Good Company, написанная королем Генрихом VIII (у которого было шесть жен). Потянуло в пляс. Лидер и основатель группы Иан Андерсон не стеснялся: выдавая пассажи на флейте, отплясывал и выкидывал коленца. Ко всему прочему, на высоте оказался молодой гитарист Флориан Опахле, заменивший на концерте многолетнего соратника Андерсона Мартина Барра (у него операция на плече). Во всех конвенциях, будь то блюз, рок или фолк, Опахле чувствовал себя как рыба в воде, играл чисто и с огоньком.
Сам Андерсон был на высоте. Шутил. На флейте играл самозабвенно, входя в своего рода транс, на высоких нотах театрально поднимал руку. И, конечно, как водится, то и дело стоял на одной ноге. Зачем он это делает? Мой университетский преподаватель Андрей Андреевич Игнатьев как-то предположил, что есть в этой стойке Андерсона что-то от одноногого «мастера инициации» (вроде Джона Сильвера). Быть может. Мне Андерсон напомнил Пана со свирелью. Сатира. Или колдуна.
Во втором отделении звук стал жестче. Это почувствовалось сразу, как только группа заиграла Nothing is Easy с альбома Stand Up (1969). Затем музыканты аккомпанировали Анне Фибе: скрипачка исполнила 99 Lives, композицию собственного сочинения. И снова гитара, бас и барабаны звучали как в хорошем хард-роке. По иронии судьбы самой мягкой по звучанию оказалась песня Budapest с альбома Crest of a Knave, получившего в 1989 году «Грэмми» в номинации «тяжелый рок».
Не обошлось без песен с диска Aqualung. Прозвучали и антиклерикальная My God, и титульная Aqualung с оригинальной развернутой прелюдией. Ну и, разумеется, на бис сыграли главный хит – Locomotive Breath. «Бог украл тормоз, и поезд не перестанет бежать, его не остановить!» – на этом группа попрощалась со слушателем. Публика аплодировала стоя. Jethro Tull это вполне заслужили. Не верилось, что большинству прозвучавших песен уже сорок лет.