«Летайте самолетами «Аэрофлота!» – не раз ироничные современники критиковали этот советский слоган за абсурдность. Действительно, а чем еще можно было летать, если других авиакомпаний в Советском Союзе не имелось?
Однако насмешники могут прикусить языки, ибо смысл у этого плаката и у этого лозунга был. Это можно понять, ознакомившись с материалами выставки «История в плакатах «Аэрофлота», которая помимо плакатов включает в себя интересные выдержки из истории русской авиации.
Когда в 1920-х годах зарождалось воздушное сообщение, первых летчиков гордо именовали авиаторами и считали героями. Тогда у художников-плакатистов была цель – показать превосходство аэропланов перед наземными видами передвижения, например железной дорогой.
Нужно было заставить людей преодолеть страх перед полетами. Да и было чего бояться. Ведь до 1936 года в инструкциях писали: «После взлета необходимо следить за колесами и, если колесо останется на земле или оторвется в воздухе, нужно поставить в известность об этом летчика┘»
Выставка «История в плакатах «Аэрофлота» доказывает, что реклама, или, если выражаться советскими терминами, агитация, в СССР была. С другой стороны, было бы кощунственно проводить параллели между ней и современными баннерами и щитами.
Плакаты в стилях конструктивизма, примитивизма, соцреализма и фотоколлажа несут в себе художественную ценность. Это своеобразная летопись эпохи освоения воздуха. А вложенные в них патриотический пафос, агрессивная политика, пуританская сдержанность отражают этапы истории Советского государства.
Особый интерес на выставке представляют работы 1910–1930-х годов. Самый старый плакат – реклама завода Артура Анатра из Одессы: «Постройка аэроплановъ собств. конструкции и всехъ существ. систем». Здесь же работа неизвестного автора 1925 года. Строгий пилот в летном шлеме указывает перстом в зрителя и вопрошает: «Что ты сделал для воздушного флота?»
Важную роль в создании плакатов сыграл мастер русского авангарда Александр Родченко. В 1923 году Лев Троцкий учредил акционерное общество «Добролет», рекламную стратегию которого и разрабатывал художник. В дуэте с Владимиром Маяковским они создавали агрессивные агитационные плакаты, сыгравшие роль в приумножении капитала общества.
Работа Родченко на выставке – это графика, подчеркнутая схематичностью, агрессией и лаконизмом. Голубой фон, черный восклицательный знак, стрелка, обрамляющая плакат и указывающая на распластавшееся тело самолета: «Всем┘ Всем┘ Всем... Тот не гражданин СССР, кто «Добролета» не акционер».
Интересны находки плакатистов – колчан, из которого вылетают стрелы-самолеты, огромный циркуль, измеряющий СССР с запада на восток, лубочный Ванька с дымковской игрушки, пересевший с лошадки на самолет. В агитационный ряд попал и один киноплакат, на котором изображена катастрофа, описанная в легендарном фильме Александра Митты «Экипаж».
На других плакатах – эскадрильи с красными звездами («Стройте свой аэродром!»), карты первых самолетных маршрутов, перечеркнутые суслики («Вредителя наш самолет без промаха бьет!»). Конверты с адресами призывают пользоваться воздушной почтой, бочки и ящики с брусникой – перевозить грузы. А еще большие наручные часы, которые иллюстрируют главное преимущество авиации – экономию времени.