Юбилейное действо. Сергей Капица, Михаил Горбачев и Юрий Любимов.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Сергей Петрович Капица начал праздновать восьмидесятилетний юбилей за сутки до своего фактического дня рождения. А именно – 13 февраля. Первый день торжеств прошел в Овальном зале библиотеки иностранной литературы. Собрались друзья и журналисты. К аудитории вышел Святослав Бэлза и предложил посмотреть на происходящее как на некое действо под названием «Капица», которое будут «играть» министр образования Андрей Фурсенко, первый президент СССР Михаил Горбачев, академик и нобелевский лауреат Жорес Алферов, художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов и другие.
Началась игра. Краткие монологи, переходящие в диалоги-репризы. Мягкий юмор и немного драматического напряжения. Так как большей части «исполнителей» лет уже не мало, «актеры» изящно обыграли тему старости – «стареть сложно, тяжело»┘ Впрочем, старость как таковая, с точки зрения «игроков», наступает только в сто лет. Вспомнили, как лихо отплясывал Юрий Петрович Любимов на юбилее Игоря Моисеева. Чтобы убедить аудиторию в правдивости заявленного, Станислав Бэлза предложил Любимову встать – и когда тот живо вскочил, очень аристократично выпрямился, ей-богу, даже у самого недоверчивого зрителя возникли сомнения – неужели этому человеку уже девяносто?
Первый монолог у Андрея Фурсенко: «Сергей Петрович – не Дон Кихот, потому что не борется с ветряными мельницами, а воюет с проблемами».
Затем на авансцену вышел Михаил Горбачев и тихо произнес: «Это совершенно потрясающий человек, и я бы сказал – воплощение абсолютной свободы». Экс-президент заметил, что Капица сумел сделать научную программу «Очевидное – невероятное» не просто популярной, но и народной. «И это главное!». Много говорили об отце юбиляра.
Юрий Любимов лицедействовал, «добавляя» в рассказ ломаную жестикуляцию: «это уникальная семья», в которой присутствовала необыкновенная тяга к проявлению человеческого дара┘ к проявлению всякого таланта! Едва появилось произведение «Москва–Петушки», Петр Леонидович Капица спросил: «Ерофеев очень сильно пьющий человек?»
Ему ответили: «Не без этого». «А нельзя ли его все-таки пригласить к нам домой?» – настаивал он.
А когда опальному Николаю Эрдману потребовалась медицинская помощь и ему в ней отказали, благодаря усилиям Петра Капицы к драматургу выехала «скорая» и отвезла не куда-то, а в академическую больницу! «Такой же и Сергей Петрович». Если кому-то плохо – придет на помощь.
Жорес Алферов, некогда занимавшийся (и довольно успешно) в драмкружке, бархатным голосом, правильно расставляя смысловые акценты, поведал публике, как они с Сергеем Капицей в жестокие советские времена обналичивали валютный гонорар.
После нескольких сцен, где «актеры» славили потрясающую «нормативность лексики» Капицы, к публике вновь «вышел» Алферов и как бы вскользь заметил: «Петр Леонидович Капица рассказывал мне, как употреблял ненормативную лексику в общении с нашими бюрократами┘ и очень жаль, что сегодняшние академики не пользуются его опытом». «Может быть, вы процитируете?» – попросил Горбачев. Но от цитат все же решили отказаться – дамы рядом┘ И вручили юбиляру грамоту, в которой сообщалось, что он включен в российскую Книгу рекордов Гиннесса как телеведущий, имеющий самый долгий стаж (35 лет!) ведения программы на отечественном телевидении. Потом еще пара монологов, небольшой поклон Капицы друзьям. И аудитории┘ Финал. Вместо занавеса – фуршет. Впрочем, некоторые из «актеров» покинули Овальный зал, «не откушав» в честь бенефицианта.