Из серии работ «Василеная».
Фото Софьи Алеевой
Холодный разум и чувственная интуиция, неуклюжая сила и изящная красота, волевой подбородок и изящная ножка. Инь и ян. На противопоставлении и слиянии этих энергий построен мир. Создав мужчину и женщину, Всевышний загадал загадку, которую разгадывают уже миллионы лет. Примерно столько же обе половины человечества обвиняют друг друга во всех грехах и в то же время не могут преодолеть притяжения друг к другу.
Тему взаимоотношений полов избрала группа «Мы» для своей выставки «Мужчина и женщина». С помощью фотокамеры каждый участник экспозиции преподнес зрителям индивидуальную картину гендерного общения, расцвеченную палитрой обычных, а порой и парадоксальных смыслов. Может быть, именно по причине разнополости авторов тема была раскрыта достаточно объективно.
В эмоциональной драме на фото Софьи Алеевой партнеры меняются характерами. Дама получает волевые черты, мужчина предстает в роли существа слабого, зависимого. Женщина похожа на Анну Маньяни, ее взгляд значим, задумчив и строг. Взгляда героя мы почти не видим, его пассивность выражена в безволии стелющихся поз, попытка самоутвердиться – в аксессуарах: шляпе, жилете и галстуке.
Символ этой латентной эмансипации выражен на фото, где крупным планом дана уверенная женская нога в босоножке. За ней в воздухе парят худые мужские ступни, тщетно пытающиеся обуздать ее с помощью черных тесемок. На работе Филиппа Муравьева «Призрак феминизма» – еще один символ женского господства. Цепкая женская рука в перстнях обхватывает бритую мужскую голову.
На фото Евгения Земцова у героев кризис. Так и названа работа. Семейное ложе с металлической решеткой. Пара вернулась после вечеринки. Он – с опущенной головой и опущенными руками. Она – похожа на Татьяну Друбич. Черное облегающее платье, приглаженные волосы, помертвевший взгляд. Продолжает тему снимок «Былое счастье», где в комнате разрушенного дома – портрет супружеской четы и старый чайник, играющий роль разбитого корыта.
Примечательны работы Ильи Россикова и Вадима Сосновского, объединенные темой «Убеждение». На одном фото – молодая пара на берегу канала. Девушка стоит за балюстрадой, взъерошенный молодой человек уговаривает ее не топиться. На другом снимке, возможно, они же, но через много лет. Пожилая дама, взяв за голову, о чем-то просит своего мужа. Видно, не поддаваться Бахусу.
Кадры можно наполнять своими смыслами. Девушка старательно фотографирует Атлантов на портике здания Нового Эрмитажа. Влюбленная парочка целуется на лавочке у памятника Достоевскому. На работе Вадима Сосновского «Восхождение» новобрачные спускаются по лестнице вниз. Зато на фото Филиппа Муравьева пожилая чета уверенно шествует по дорожке вверх, рассыпая позади себя огромные мусорные баки.