В антракте. Виктор Черномырдин и Сергей Лавров. Редкий пример живой светской беседы.
Со светской жизнью в современности – как с сексом в Советском Союзе. Все говорят, нет ее. А сами – живут потихоньку. Только именно потихоньку – без свидетелей. Журналистов не приглашают. А если приглашают, то договариваются: вы, мол, ни в коем случае не журналист, вы – наш друг и участник банкета под кодовым номером таким-то. Вы от спонсора. Вы «Русский стандарт». Все понятно? Так и скажете сотрудникам ФСО на входе. Только ничего не перепутайте. Впрочем, так и надо. Настоящее – оно всегда таится. Оно себя не выпячивает. Ему тишина нужна.
Музы в шуме не живут. Пушек шугаются. И прочего гомона тоже. Представительное мероприятие намечалось в доме приемов МИДа, что на Спиридоновке. Место старое, проверенное. Тихое.
Праздновали не что-нибудь, а десятилетие посольских вечеров. И кто только не побывал там за десятилетие! Оно и понятно. Традиция статусная. Добрая. Такие балы гремели. Кто-то до сих пор не может забыть, как итальянский посол цитировал здесь «Евгения Онегина» наизусть. Русский дух с дипломатическим лоском витал здесь и витать, слава богу, продолжает.
В этом году светский раут с концертом «Российские музы – миру» удался, но, повторюсь, без лишнего пафоса и шума. Гости съехались энергично, организованно. Иосиф Кобзон, Ирина Антонова, Галина Волчек, Екатерина Андреева с супругом, Сергей Караганов, Яна Чурикова. Всех вышеперечисленных назвать светскими персонажами нельзя. Во-первых, они обидятся, во-вторых, будет неправда. В-третьих, это понятие, как и другие атрибуты светской жизни, постепенно выходит из моды. Потому, скажем по старинке, почетные гости. Потому что почетно, например, быть главным редактором глянцевого журнала и быть приглашенным на мероприятие, где пресса не нужна, избыточна и нежеланна. И в таких случаях пресса усиленно старается быть не прессой. Надевает все самое лучшее и прекрасно себя ведет. «Яна! Смотри у меня, веди себя хорошо», – шутила на парадной лестнице Галина Волчек, обращаясь к телеведущей и главному редактору журнала «Viva» Яне Чуриковой. «Не могу вам этого обещать, Галина Борисовна, не могу», – бойко в тон отвечала ей девушка.
Ну, и само собой, были среди почетных гостей представители дипломатических кругов во главе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Сергей Лавров, как и положено высокому гостю, сидел в первом ряду. Строго по центру. Справа – Евгений Примаков, слева – Виктор Черномырдин. После каждого музыкального номера из первого ряда звучало весомое и искреннее «браво!». И только потом шелестели аплодисменты. Публика была культурная и искушенная. Потому никто не хлопал между цифрами и не верещал мобильниками. На единственное и досадное «тру-ля-ля» из чьей-то сумочки отреагировали снисходительно. Попытались не заметить. И только когда последнее «ля» неотвеченного вызова растаяло под лепниной потолка, музыканты продолжили.
«Сертификат на джинсы от Даши Жуковой! Сертификат на джинсы от Даши Жуковой!» – это обозначала себя благотворительная лотерея фонда «Линия жизни» в фойе. Гости, зная, что за ними никто не наблюдает, предавались благотворительности исключительно по велению сердца. Без суеты то есть. Но с толком. Прозрачный барабан, напоминающий аквариум, неуклонно наполнялся крупными купюрами. Они падают на дно тихо.
Вдохновенный дуэт. Зураб Соткилава и нежное женское меццо. |
Зал, кроме сотрудников ФСО, строго оглядывали черно-белые Мерил Стрип и Джек Николсон. Они не живьем, а на портретах летописца эпохи фотографа...
Музыка звучала лучшая. Под Ave Maria Каччини публика обращала молитвенные взоры к потолку. Под стихи – тоже. Цитировали Гавриилу Романовича Державина в связи с Годом русского языка. Приветственные речи говорили и хозяева, и гости.
Сергей Лавров от лица Министерства иностранных дел благодарил музыкантов: «Этот проект помогает общению людей. Наши исполнители благодаря ему завоевали широкое признание в Европе, хотя российская исполнительская школа всегда славилась в мире». Он же озвучил их безмолвное ответное «спасибо» за подобающую мероприятию атмосферу. Протоиерей Всеволод Чаплин говорил о творчестве как таковом. Оно, мол, обращается ко всему лучшему, что есть в человеке. И потому – пусть будет всегда. И будут здоровы те, кто его поддерживает. Примерно так. Журналист Владимир Молчанов, потакая модному тренду, в своей речи свел личность журналиста в истории к дипломатическому минимуму. «Так получилось, что я здесь от журналистов, – начал он, как бы извиняясь. – Но я от приличных журналистов, потому что работаю на радио «Орфей», – продолжал он, – а слушатели радио «Орфей» – счастливые люди, они никогда не слышат новостей».
После бала. Евгений Примаков и устроитель мероприятия – генеральный продюсер посольских вечеров Борис Рубин. Фото Юрия Абрамочкина |
Без слов, точнее без русских слов, обошелся Зураб Соткилава. Выйдя на бис, он, апеллируя к ближайшим зрителям Евгению Примакову и Сергею Лаврову, спел а капелла прекрасную грузинскую песню. Высек слезу. И у себя, и у слушателей. И даже у тех, кто, не имея под рукой программы вечера, попытался было ползти к выходу раньше времени. Настоящее искусство может все. Даже вернуть немеломанов в зал, когда поет Соткилава.
После концерта было уже пора домой и голоден никто не был. Но потянулись-таки в банкетный зал. Общение. Всех ждало общение.
«Виктор Степанович! Вы знаете о том, что я в Киеве ни разу не был? – обращался к послу России в Украине генеральный продюсер посольских вечеров Борис Рубин. – А как было бы хорошо устроить концерт «Российские музы – миру» в вашей резиденции». – «Я посол без резиденции, – пытался было негостеприимно отшутиться Черномырдин. – Пригласить никак не могу. Так что – на воздухе, Борис Маркович, на воздухе». Для убедительности Виктор Степанович привел Рубину недлинный список коллег, у которых тоже, оказывается, нет резиденций. Впрочем, Борис Маркович ничуть не смутился и в продолжение светской беседы дал понять своему визави, что и против украинского воздуха он не возражает.
Получив от вечера все, гости начали медленно расходиться. Первыми, нежно и дружественно распрощавшись на парадной лестнице, покинули блестящий паркет посольского особняка Сергей Лавров и Евгений Примаков. Вашему корреспонденту хотелось еще ответов на вопросы рубрики «Дело вкуса» от Виктора Черномырдина, были бы афоризмы. Но кто-то бдительный осек: «Пресса сегодня не работает». А Виктор Степанович неодобрительно сдвинул брови, кивнув на диктофон. Так и пришлось уйти, не утолив информационный голод или жажду общения. Несолоно хлебавши, в общем. Зато грузинская мелодия в голове и по сей час звучит.