Милош Константинович. Здание Государственной лотереи. Белград, 1985–1989. Государственная лотерея в Сербии – хорошо финансируемая культурная институция.
Фото: каталог выставки
Смотреть архитектуру на фотографиях – занятие рискованное. И выбор объектов может быть странным, и ракурс съемки неудачным, и комментарии неясными. Но выставка современной сербской архитектуры «Параллели и контрасты» в Музее прикладного искусства Белграда выглядит удачной.
Во-первых, сами объекты можно чаще всего увидеть неподалеку от музея – значительная часть выставки связана с новостройками Белграда, в наибольшей степени пострадавшими от войны 90-х (хронологически экспозиция раскинулась на пространстве от смерти Тито в 1980-м до 2005 года). Во-вторых, материалы поданы скорее информативно, чем художественно, хотя сам дизайн «Параллелей и контрастов» впечатляет. Снимки, планы и пояснительные тексты расположены в узких длинных пеналах, уходящих куда-то под потолок зала. Но это все же не узость взгляда, а его сконцентрированность. А концентрироваться есть на чем.
Сербская архитектура, созданная прежде всего авторами, родившимися между 1935–1945 годами, последнюю четверть века говорит на современном языке. Переход к постмодерну здесь прошел с минимальным трением, и многие югославские здания 80-х вполне могли бы украсить и европейские столицы. В 90-е же и вовсе началась пора классики, будь то бензозаправка «Дейтон» от Марио Йобста на бульваре Михаила Пупина в Новом Белграде или Югославский драматический театр, радикально обновленный после пожара Зораном Радойичичем и Дейаном Мильковичем.
Оказавшись посреди довольно эклектичной, но именно в силу своей исторической разностильности очень обаятельной застройки, эти новинки смотрятся среди старых домов вполне на месте, как то и полагается новым зданиям в старой королевской столице. Многие попавшие на выставку постройки так или иначе связаны с военными годами. Это и капелла мемориального комплекса Кубань в Нише (автор – Саша Бучевац), и мемориальный дом Спасойя Крунича в Равна Гора (оба построены в начале нынешнего столетия). Эти здания лишены той помпезности и того болезненного патриотического надрыва, что наполняют память привкусом идеологии, уподобляя ее квасу, переполненному аспаркамом. Но в них есть строгость исполнения и простота линий, что придает архитектурному высказыванию ту степень искренности, без которой с трудом можешь представить себе гуманные взаимоотношения между человеком и зданием.
Белград–Москва