0
1884
Газета Вера и люди Печатная версия

18.02.2025 15:40:00

Щит Давида для германских ВВС

Впервые в истории Люфтваффе обрели военного раввина

Михаил Стрелец

Об авторе: Михаил Васильевич Стрелец – доктор исторических наук, профессор.

Тэги: капеллан, ВВС, люфтваффе, германия, раввин, иудаизм, первая мировая война, берлин, европа, антисемитизм


капеллан, ВВС, люфтваффе, германия, раввин, иудаизм, первая мировая война, берлин, европа, антисемитизм Давида Гебале ввел в должность главный военный раввин Бундесвера Жолт Балла. Фото с сайта www.bundeswehr.de

В Военно-воздушных силах Германии (Люфтваффе) появился первый в истории военный раввин-капеллан. Им стал Давид Гебале, который до этого служил духовным наставником в еврейских общинах Баварии и Северном Рейне-Вестфалии. Церемония введения его в должность состоялась на базе Бундесвера в Нойштадте-на-Дунае, в Нижней Баварии. Гебале родился в 1981 году, изучал иудаизм в Берлине, Нью-Йорке и Иерусалиме и получил раввинское рукоположение в 2006 году.

Раввин подчеркнул в разговорах со СМИ, что его роль заключается в поддержке всех солдат, независимо от их религиозной принадлежности, и в укреплении морального духа и этических ценностей в армии. Он отметил важность межрелигиозного диалога и взаимопонимания среди военнослужащих.

Назначение Гебале cтало частью более широкой инициативы по появлению военных раввинов в Бундесвере, что отражает стремление Германии к признанию и поддержке религиозного разнообразия среди своих военнослужащих. В 2019 году Бундестаг (федеральный парламент) одобрил введение института военного раввината, и в 2021 году состоялось назначение первого капеллана-иудея после более чем 100-летнего перерыва.

В войнах столетия

Стартовая точка истории еврейских военнослужащих в Германии – 1812 год, когда был издан указ прусского короля Фридриха Вильгельма III о введении обязательного призыва иудеев на военную службу. Иудейские подданные Пруссии расценили этот указ как важный этап на пути формирования гражданского равноправия.

Евреи королевства активно участвовали в освободительной войне против Наполеона (1813–1815). В войсках их было несколько тысяч. 125 евреев специально отмечены в приказах командования. Фридрих Вильгельм III наградил 16 иудеев в погонах Железным крестом.

Впечатляет статистика по франко-прусской войне 1870–1871 годов. Количество еврейских солдат и офицеров – 12 тыс. 495 человек пополнили список возвратных и безвозвратных потерь. 373 представителя народа, давшего миру Спинозу и Гейне, стали кавалерами Железного креста.

Патриотический настрой германских евреев был еще более убедительно подтвержден в годы вооруженного противостояния между Центральными державами и Антантой. В связи с началом Первой мировой войны ведущие еврейские организации призвали единоверцев к усиленному исполнению обязательств «по службе отечеству».

Воззвание Объединения германских евреев и Центрального объединения германских граждан иудейского вероисповедования (ЦО) от 1 августа 1914 года звучало так: «К германским евреям! В судьбоносный час отечество призывает под знамена своих сыновей. То, что каждый германский еврей готов решительно на все жертвы, которые требует долг, само собой разумеется. Единоверцы! Мы призываем вас беспредельно посвятить свои силы выполнению долга перед отечеством. Спешите добровольно под знамена!»

В начале Первой мировой войны на фронтах оказались 10 тыс. добровольцев-иудеев. Плюс 90 тыс. человек по обязательному призыву. 17,3% евреев были участниками войны, из них 77% на фронте. 12% евреев-фронтовиков пали на поле боя. За подвиги, совершенные в годы войны, 35 тыс. иудеев было награждено орденами и медалями. Тысяча воинов были удостоены Железных крестов.

Война в воздухе тогда была первой для европейских вооруженных сил. В ней участвовало 200 германских пилотов еврейского происхождения. 52 военных летчика пали смертью храбрых. То есть погиб каждый четвертый. Вильгельм Франкль, Рудольф Бертольд, Вилли Розенштейн, Фриц Бекхардт – воздушные асы, которые чрезвычайно высоко котируются до сих пор.

Работая много лет преподавателем вуза, я задавал вопрос студентам, знают ли они самого юного добровольца периода Первой мировой войны. Безошибочно назывался 14-летний Йозеф Циппес. Этот человек потерял на фронте обе ноги. В архиве Мюнхенского института современной истории мне попалась в руки листовка Центрального союза немецких граждан иудейского вероисповедания: «Единоверцы! Мы призываем вас отдать свой долг и силы нашему отечеству так, как это сделал малыш Йозеф Циппес». Это был сильный ход в кампании по рекрутированию добровольцев.

Особую часть добровольцев составили 30 военных раввинов-капелланов. После начала Первой мировой войны была учреждена должность полевого раввина (Feldrabbiner). Такие раввины носили специальный шейный знак со звездой Давида. По существу, произошло появление нового института в германской военной истории. Самый известный среди таких капелланов – лидер движения прогрессивного иудаизма Лео Бек.

Второй фронт антисемитизма

Государственные учреждения в Германии пытались завязать сотрудничество с еврейским населением в рейхе, а также на оккупированных территориях на предмет преследуемых ими целей военной политики, но на общественном уровне это намерение наталкивалось на возрастающее сопротивление. Прокламированный кайзером «гражданский мир» уже к моменту своего провозглашения проявил себя как малоэффективная концепция.

Уже в самом начале войны, в августе 1914 года, националистические Имперский стальной союз и «Военный розыск» присматривались к военной и гражданской активности евреев. И уже в январе 1915 года ЦО с озабоченностью подметило антисемитские тенденции в обществе, которые артикулировались в ежедневной прессе, многочисленных меморандумах (памятных записках), заявлениях и брошюрах.

В центре антисемитской пропаганды был упрек в «симуляции», согласно которому считалось, что евреи уклонились от военной службы, а также упрек в «ростовщичестве», то есть обвинение в том, что евреи из-за обусловленной войной нужды достигли непомерных приобретений в результате сделок. 11 октября 1916 года прусский военный министр Адольф Вильд фон Хохенборн послал во все служебные инстанции военного характера предписания, в которых потребовал от них внести до 1 ноября 1916 года подтверждение всех находившихся в армии военнообязанных, а также еще не достигших зачисления, освобожденных от военной службы и находившихся длительный или временный срок в непригодном состоянии евреев.

Обратим внимание на наиболее значимый фрагмент из этого предписания: «В военное министерство от населения продолжительное время поступают жалобы на то, что несоразмерно большое число военнообязанных приверженцев иудейского вероисповедования освобождено от армии или увиливает от нее под всеми только возможными предлогами. Согласно этим сообщениям, большое число находившихся на военной службе евреев имело намерение найти себе применение вне передового фронта, в глубоком тылу, на территории своей страны, в чиновничьих и канцелярских должностях. Чтобы проверить эти жалобы и при необходимости пойти им навстречу, военное министерство обращается к любезному составлению подтверждений (…). Эти подтверждения – 1) для войск и властей, 2) для окружных военных комиссариатов – желательно составить от высшего военного командования, армейских подразделений, исполняющих обязанности командиров корпусов, генеральных инспекций (последние только для сферы личного состава сухопутных сил) и генерал-губернаторств в Варшаве и Брюсселе до 1.12.1916 военному министерству».

3-11-2480.jpg
Германские солдаты-евреи Первой мировой
войны празднуют Хануку.
Фото 1916 года с сайта www.lbi.org
Мотивы для этой «переписи» в армии невозможно, пожалуй, однозначно объяснить – лежавшее в ее основе намерение регистрировать евреев как обособленную от основного населения группу наводит на вывод о том, что антисемитские настроения набирали вес как в армии, так и в рядах вовлеченной в политику публики. Разочарование, которое это мероприятие вызвало среди многочисленных еврейских солдат, а также у гражданского населения, отразилось в дневниках и воспоминаниях, а также в дискуссиях в еврейских организациях. ЦО и Объединение германских евреев в своем заявлении военному министерству критиковали предписание как мероприятие, которое имело бы своим последствием пренебрежение еврейскими солдатами в армии и поэтому вызвало бы в широких кругах германских евреев «неописуемое (…) волнение и горечь».

В связи с этим обратимся к отрывку из военного дневника доктора Георга Мейера от 29 октября 1916 года: «Я получаю кучу приказов, один из которых меня озлобил. Военный министр, чтобы пойти навстречу болтовне о том, что многие евреи увиливают, предписал точную статистику, сколько еврейских офицеров, унтер-офицеров и рядовых находятся на передовой и в тылу, в комнатах для писарей и сколько погибло и имело Железных крестов первой и второй степени. Мне представляется, что я равным образом получил оплеуху. И это после двух лет великого времени и полной преданности родине! Я бы с миром попрощался, сейчас я должен, конечно, сначала выдержать. Знаменитый «великий дух великого времени» вскоре исчез, не в армии, но дома, где имелись… такие придирки…»

Позднее с проведением «еврейской переписи» в армии, результаты которой никогда не были опубликованы, надежды общественности на интегрирующую эффективность «гражданского мира» в значительной мере исчезли. Националистические организации, такие как Общегерманский союз, Имперский стальной союз или основанная в 1917 году Отечественная партия, увидели в государственных мероприятиях по типу «еврейской переписи» усиление аргументов для подкрепления своей позиции и впоследствии интенсифицировали свою агитацию против якобы определяемой евреями политики.

Подобные процессы протекали на фоне усилившегося в течение войны раскола политической общественности в Германии на два лагеря, которые представляли противоположные позиции в отношении целей войны и ее хода, а также проведения политических и социальных реформ. От консервативных партий, национал-либеральных кругов и головных промышленных и сельскохозяйственных объединений, которые образовали лагерь «соколов», исходило требование «победного мира» и военной диктатуры. «Голуби», напротив, выступали за мир без аннексии и репарации, а также демократизацию и проведение социальных реформ в Германии. Когда рейхстаг в июле 1917 года принял мирную резолюцию, консервативный лагерь воспринял это как повод для наступательной контрпропаганды, которая отныне – не в последнюю очередь благодаря влиянию Общегерманского союза – стала более антисемитски выраженной.

Осенью 1917 года ЦО в своем журнале Im Deutschen Reich опубликовало статью, которая обобщила опасения в кругах еврейской общественности, вызванные развитием этих тенденций. «Если, наконец, всей Земле даровать мир, то нам, евреям, он не улыбнется, – говорилось в этом тексте. – Нам предстоит война после войны. После кровавой борьбы на границах и во вражеской стране, по всей видимости, дома лишь начинается трудная борьба. Если орудия замолкли, то для нас военные бури еще долго не замолкнут. Мы уже через год опять обращаем внимание на то, что дома со всей силой мобилизуется антисемитский лагерь. С самого начала войны все, что не нравилось антисемитам и пангерманцам, ставилось в вину евреям, с расчетом на то, что можно будет насмотреться, к чему это сведется. Рейхстаг принимает мирную резолюцию, которая не нравится пангерманцам; это – еврейская резолюция, весь рейхстаг имеет несчастье пользоваться благосклонностью антисемитов, это – еврейский рейхстаг, хотя среди 399 депутатов евреи имеют едва ли полпроцента. Мир по соглашению встречает у них внутреннее сопротивление – это еврейский мир (…) Вновь возвращаемый мир был отмечен со стороны антисемитских пангерманцев благодаря инсценировке крупной еврейской провокации. Всем, что нас раздражало во время войны, всем, что нас огорчало, всем, что нас стесняло, всем этим хотят, для собственной защиты, составить двойной счет евреям».

Именно в воззрениях антисемитских пангерманцев следует искать корни идеологии национал-социализма. После прихода гитлеровцев к власти они изгонят евреев из армии, упразднят военных раввинов-капелланов, вычеркнут евреев из германской военной истории. Типична для раввинов-капелланов судьба доктора Зигфрида Кляйна. Этот фронтовик, кавалер Железного креста 2-го класса пополнил скорбный счет жертв Холокоста. Он был уничтожен в концентрационном лагере Аушвиц за несколько месяцев до его освобождения Красной армией.

В современном Бундесвере

Трагический опыт Холокоста во всей полноте учитывался отцами-основателями армии новой Германии. Великий политик, убежденный католик, федеральный министр обороны в 1956–1963 годах Франц-Йозеф Штраус при обсуждении закона о воинской повинности внес оговорку касательно абсолютно всех жертв геноцида и их потомков до третьего поколения. Министр посчитал принципиально важным освободить их от воинской повинности. Оперативно было принято соответствующее решение высшего органа исполнительной и распорядительной власти ФРГ.

Конечно, компетентные органы положительно реагировали на желание части германских евреев служить в Бундесвере. В связи с этим примечательна судьба подполковника запаса раввина Вальтера Гомолки. Он – урожденный католик. В 17 лет перешел в иудейское вероисповедание. В настоящее время Гомолка – ректор колледжа имени Авраама Гейгера. Это реформистская раввинская семинария в Потсдаме. 20 лет назад федеральный министр обороны Петер Штрук скрепил своей подписью приказ о назначении Гомолки уполномоченным по контактам с военнослужащими-евреями.

20 декабря 2019 года тогдашний министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр и президент Центрального совета евреев Германии (ЦСЕГ) Йозеф Шустер поставили свои подписи под соглашением о введении в Бундесвере института военных раввинов. Крамп-Карренбауэр заявила: «Сегодня мы делаем важное дело для наших солдат-евреев. Это свидетельствует о приверженности властей развитию еврейской жизни в Германии». «Набор военных раввинов – признак укрепления доверия еврейской общины к Бундесверу как элементу демократического общества», – выразил свое мнение Йозеф Шустер. Соглашение Шустер стал разрабатывать еще с Урсулой фон дер Ляйен – предшественницей Крамп-Карренбауэр. В Бундесвере сейчас служат около 300 евреев. Институт военных раввинов, получается, возродился спустя без малого 100 лет после того, как его история была прервана.

В 2021 году Жолт Балла, главный ортодоксальный раввин Саксонии, был назначен первым федеральным военным раввином Германии. Он оказывает духовную поддержку еврейским солдатам, проводит религиозные обряды и участвует в образовательных программах, направленных на борьбу с антисемитизмом и экстремизмом в армии.

Планируется расширение штата военных раввинов до 10, чтобы обеспечить полноценную духовную поддержку еврейским солдатам. Кроме того, рассматривается возможность введения капелланов других религий, включая имамов, для удовлетворения духовных потребностей всех военнослужащих.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Мадагаскарский проект решения "еврейского вопроса"

Мадагаскарский проект решения "еврейского вопроса"

Борис Хавкин

Инициатива переселения евреев на остров имела в Европе долгую историю и широкий резонанс

0
3860
Перезагрузка глобализации и колонизация Европы при Трампе

Перезагрузка глобализации и колонизация Европы при Трампе

Василий Щипков

Страны, которые сносят памятники советским воинам-освободителям, неминуемо теряют свою историческую самостоятельность

0
2950
Константин Ремчуков. В Мюнхене разорвалась бомба "войны культур" между США и ЕС

Константин Ремчуков. В Мюнхене разорвалась бомба "войны культур" между США и ЕС

Константин Ремчуков

Сначала Штайнмайер резко раскритиковал решения Трампа, а в ответ Вэнс обвинил европейцев в отсутствии истинных демократических ценностей

0
5989
Константин Ремчуков. Идеологическое ядро ЕС и НАТО заняло в Мюнхене чёткую позицию - только поражение России

Константин Ремчуков. Идеологическое ядро ЕС и НАТО заняло в Мюнхене чёткую позицию - только поражение России

Константин Ремчуков

0
4887

Другие новости