0
35122
Газета Вера и люди Печатная версия

04.06.2024 17:32:00

Международный уголовный суд и отверженные ислама

Прокурор Карим Хан между семьей и работой

Тэги: мус, израиль, сектор газа, конфликт, палестина, индия, пакистан, карим хан, биньямин нетаньяху, движение ахмадие, традиции, история


мус, израиль, сектор газа, конфликт, палестина, индия, пакистан, карим хан, биньямин нетаньяху, движение ахмадие, традиции, история Ахмадийская мечеть видна из разных мест Хайфы. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru

Когда прокурор Международного уголовного суда (МУС) запросил ордер на арест руководителей Израиля из-за военных действий в секторе Газа, не все избежали искушения обвинить юриста в пристрастности. При этом обратили внимание на имя этого человека – Карим Асад Ахмад Хан. Хотя он по рождению британец, но его корни действительно ведут в мусульманскую страну – Пакистан. Израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху, который стал одним из фигурантов запроса Хана, назвал действия юриста с мусульманским именем новым антисемитизмом.

Однако если оставить в стороне профессиональную беспристрастность Карима Хана и предположить ангажированность, объясняемую происхождением, то и здесь не все так просто. Мусульманское имя не должно обманывать. По отцовской линии прокурор происходит из особенной общины – «Ахмадие». Это движение – очень проблемное для мирового ислама. Мусульмане считают ахмадийцев вероотступниками, а сами представители религиозного течения называют себя истинными правоверными. Вся остальная умма для них – наоборот, заблудшие души, запутавшиеся во множестве искажений, якобы опутавших ислам на протяжении веков, прошедших с праведных времен пророка Мухаммеда.

Движение ахмадийцев зародилось в конце XIX века в Британской Индии на волне модернизационных тенденций в регионе. Интеллигенция, как мусульманская, так и индуистская, стремилась приблизить местные традиции к тем цивилизационным новшествам, которые принесли в Индостан британские завоеватели.

«Ахмадие» возникла на основе вероучения Мирзы Гулама Ахмада (1835–1908), по его имени и было названо. Это движение было одновременно и радикально-реформаторским по отношению к традиционному исламу, и имело признаки религиозного синкретизма. Ахмад объявил себя Мессией-Махди одновременно и для мусульман, и для христиан. Но для традиционного мусульманского окружения это стало красной линией. Ведь в исламе Мухаммед – «печать пророков», и другого пророка быть не может, а Ахмад нарушил этот принцип. Поэтому ахмадийцы стали отверженными ислама, подвергались гонениям, но нашли выход в создании транснациональной глобальной общины, которую они называют халифатом. Штаб-квартира движения с некоторых пор находится в Лондоне.

Так что крайне несправедливо искать истоки нынешнего поведения Карима Хана в семейных корнях. После раздела Британской Индии и создания Исламской Республики Пакистан в 1947 году ахмадийцы сконцентрировались в этой части субконтинента, но часто подвергаются гонениям со стороны соседей-мусульман. Один из самых кровопролитных случаев насилия произошел 28 мая 2010 года, когда группа исламских террористов расстреляла верующих в ахмадийской мечети города Лахор. Власти страны общину терпят, но ограничивают ее в правах, не позволяют пользоваться преимуществами мусульманского вероисповедания.

Самым спокойным уголком Ближнего Востока для ахмадийцев стал израильский город Хайфа. Община здесь появилась в результате миссионерских усилий эмиссаров движения из Индии по время британского мандата в Палестине. Арабский клан из окрестностей Иерусалима принял учение Ахмада и вынужден был переселиться в портовый город, где эта семья чувствовала себя спокойнее под защитой британских солдат.

Из многих мест города, расположенного на отрогах горы Кармель, можно увидеть два белоснежных минарета. Это мечеть Махмуда в районе Кабабир, где компактно проживают члены общины.

Так что единоверцы Карима Хана есть и на территории Израиля. О том, насколько прочна связь прокурора МУС с «Ахмадие», можно судить только по косвенным признакам. Его первая жена по имени Сахибзади Ясмин Рехман Мона была дочерью духовного лидера движения Мирзы Тахира Ахмада, который носил титул Халифат-уль Масиха IV (https: //ahmadiyyafactcheckblog. com/2021/06/23/who-is-karim-ahmad-khan). Лидер, как можно догадаться по имени, – потомок основоположника движения. Все преемники первого Ахмада считаются халифами и мессиями. Масих – «мессия» по-арабски. Последователи учения провозгласили свое сообщество воссозданным «праведным халифатом» первых веков истории ислама.

Именно Халифат-уль Масих IV эмигрировал в Лондон в 1984 году, потому что правительство Пакистана сделало невозможным существование организованной жизни ахмадийцев.

Карим Хан женился на дочери халифа в 1993 году, однако в настоящее время у него другая жена, а лидер ахмадийцев с тех пор сменился, так что непонятно, прервалась ли после этого связь прокурора МУС с единоверцами, не отошел ли он от участия в жизни общины. Однако ясно, что некогда интересы «Ахмадие» не были для него чужими.

Но вернемся к тестю-халифу. Халифат-уль Масих IV отличился еще тем, что впервые после 1948 года побывал в Индии. После раздела британских владений ахмадийцы вместе с основной массой мусульман переселились в Пакистан. Они считали себя правоверными и думали, что Исламская Республика защитит их интересы лучше, чем индийское общество с его доминированием индуистов.

Поначалу представители общины действовали в главном русле пакистанской политики – в частности, выступали в ООН против Израиля и в поддержку мусульман Палестины. Информационные ресурсы ахмадийского движения говорят о том, что семья Карима Хана, которая, напомним, состояла из отца-пакистанца и матери-британки, была близка с таким политическим деятелем Пакистана, как Мухаммед Зафрулла Хан.

Этот человек, будучи членом «Ахмадие», в 1940-х годах занимал должность министра иностранных дел Исламской Республики. Назначение главой МИД предваряло другую дипломатическую должность – руководителя пакистанской делегации на Генеральной Ассамблее ООН по палестинскому вопросу. С палестинской темой политика связывает еще и то, что в молодые годы он был женат на Бушре Раббани, палестинской беженке, жившей в Сирии, о чем писала газета Evening star в номере от 18 мая 1956 года.

После антиахмадийских погромов в Лахоре 1953 года Мухаммед Зафрулла Хан был изгнан из пакистанской дипломатии и перебрался в международные структуры. В 1960–1970-х он был сначала судьей Международного суда ООН в Гааге, потом возглавлял его, председательствовал на Генассамблее ООН.

Вот так в семье и окружении Карима Хана смешались проблемы мусульманской политики, международная юриспруденция и палестинский вопрос.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1115
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
417
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
416
От Амальрика до Якира

От Амальрика до Якира

Мартын Андреев

Грани и оттенки инакомыслия

0
943

Другие новости