Подавляющее большинство обвиненных в колдовстве составляли женщины. Сожжение ведьм в Деренбурге. Рисунок 1555 года
В Каталонии реабилитировали около тысячи женщин, казненных более 400 лет назад за колдовство. Такое решение принял региональный парламент. В специальном постановлении, принятом в конце января, сказано: мученическую смерть жертвы произвола приняли не потому, что были ведьмами, а потому, что «были женщинами». Резолюцию, написанную в форме извинения перед казненными и их потомками, подписали более 100 европейских историков.
Охота на ведьм со стороны Католической церкви активно велась с конца XV до середины XVII века. Дела о колдовстве передавались из церковного суда в светский, который и выносил жестокие приговоры. Только с 1580 до 1630 года смертной казни было предано, по некоторым оценкам, примерно 50 тыс. человек по всей Европе. Почти 80% осужденных составляли женщины. Именно в каталонском городе Льейда в 1424 году был принят первый европейский закон против ведовства. А борьба с колдунами во всей Испании продолжалась вплоть до 1820 года. Именно тогда был вынесен последний приговор – 200 розог и шестилетнее изгнание.
Историки указывают, что каталонских ведьм в основном обвиняли в неожиданных природных катаклизмах, внезапных смертях детей или неурожаях. Для вынесения вердикта достаточно было лишь одного слова феодала. Правда, бывали случаи, что, когда расследование вели представители инквизиции, «подозреваемых» часто отпускали за недостаточностью улик. Но повезло далеко не всем. В целях экономии дров уличенных в магии вешали. Некоторые деревни даже нанимали специальных охотников за ведьмами. Имя одного из них дошло до наших дней – Иоанн Казабрухас. Благодаря его усердию было обвинено и казнено более 30 женщин. Правда, позже, когда к расследованиям присоединились представители церкви, выяснилось, что большая часть погибших были невиновны, и самого «охотника» показательно сожгли.
Принятая парламентом Каталонии резолюция, которая подразумевает не только реабилитацию казненных, но и переименование некоторых улиц и площадей региона в честь погибших женщин, вызвала неоднозначную реакцию в сообществе. Автор книг о ведьмах и колдовстве Ивет Эролес приветствовала ее. «Мы – внучки ведьм, которых они не смогли сжечь, – заявила Эролес, добавив: – Гораздо важнее помнить, что мы еще и потомки тех, кто их убил, мы наследники угнетателей». Многие каталонцы выразили недоумение по поводу документа. Местные жители утверждают, что мизогиния (ненависть к слабому полу), о котором говорится в постановлении, в современной Испании существует и сегодня. Однако, по мнению возмущенных горожан, властям проще извиниться за события 400-летней давности, чем бороться с современным проявлением женоненавистничества.
Каталонские политики не первые, кто решился оправдать ведьм. В конце декабря 2021 года стало известно, что в парламенте Шотландии разрабатывается законопроект с предложением помиловать обвиненных в колдовстве и казненных людей. Причем речь идет не только о слабом поле, но и обо всех, кого подозревали в ведовстве. По оценкам историков, в период с 1563 по 1736 год, когда на территории Шотландии действовал закон о колдовстве, в связях с потусторонними силами были заподозрены по меньшей мере 3837 человек. Из них две трети, 2558 человек, казнены. 84% обвиняемых были женщинами.
Инициатор шотландского документа, королевский адвокат Клэр Митчелл так пояснила свою идею: «Во-первых, цель помилования состоит в том, чтобы исправить, насколько это возможно сейчас, ужасную судебную ошибку, допущенную людьми, осужденными и казненными как ведьмы. Общепризнанно, что таких обвинений и последующих осуждений быть не должно. Мы не можем отменить обвинительные приговоры, но можем вернуть этих людей в историю, чтобы помнить их как людей, с которыми несправедливо обошлась система уголовного правосудия. Во-вторых, целью является публичное выражение сожалений по поводу всех обвиняемых, включая тех, кто не был осужден. Помилование может быть даровано только тем, кто был осужден, но жизнь многих была безвозвратно загублена даже обвинением в колдовстве. В-третьих – надо создать национальный памятник всем, кто пострадал от судебных процессов над ведьмами. По всей Шотландии есть мемориалы, воздвигнутые местными жителями, чтобы увековечить память женщин, которых они помнят. Я считаю уместным построить национальный мемориал, чтобы помнить истории всех людей, которые пострадали».
Митчел возглавляет движение «Ведьмы Шотландии», которое начиная с 2019 года призывает реабилитировать осужденных за колдовство. По мнению участников движения, во время судебных процессов над ведьмами и колдунами в американском городе Салем было обвинено 300 человек, а казнено 19. Еще шесть умерли в тюрьмах или под пытками. В 2001 году все они были объявлены невиновными. «Мы же в Шотландии очень преуспели в поиске женщин для сожжения. В пересчете на душу населения в XVI–XVIII веках у нас было казнено в пять раз больше людей, чем где-либо еще в Европе. И большинство из них были женщинами», – говорилось в петиции «Ведьм Шотландии».
Среди стран, которые уже помиловали «колдунов» и «ведьм», – Германия, Норвегия, Швейцария. В начале 2021 года последнюю «ведунью» оправдали и в Бельгии. Власти города Лир принесли официальные извинения за казнь 40-летней Кэтлин ван ден Блюк. Женщина была сожжена на костре 20 января 1590 года. В колдовстве, а также сношениях с дьяволом ее обвинили после того, как у нее сгорел дом и погибла лошадь. На месте ее казни на центральной площади города до сих пор лежит так называемый ведьмин камень, который поместили туда в назидание потомкам.
Ватикан до сих пор официально не покаялся за «охоту на ведьм». Более того, не отменена и булла Summis desiderantes, подписанная папой Иннокентием VIII в 1484 году, которая предоставила инквизиторам самые широкие полномочия в поиске и наказании «колдунов». При этом некоторые католические священнослужители уже принесли личные извинения. В декабре 2020 года за казни в общей сложности 400 человек в период с XV по XVIII век попросил прощения епископ немецкого города Айхштетт в Баварии Грегор Мария Ханке. Он охарактеризовал трагические события тех веков как «кровоточащую рану в истории церкви» и пообещал установить мемориальную доску с именами жертв в местном соборе.
Затеянная европейскими политиками кампания по реабилитации обвиненных в колдовстве женщин хорошо ложится в контекст современной феминистской повестки. Если это так, то включение Ватикана, стремящегося угнаться за общественными тенденциями, в этот процесс – возможно, дело времени.
комментарии(0)