«Жены непорочны» надевают свадебные наряды, но клянутся душой и телом принадлежать лишь церкви. Кадр из видео с канала Прихода Пресвятой Девы Марии Розария (Нью-Орлеан, США) на YouTube
На официальном информационном ресурсе Ватикана опубликовано послание папы Римского Франциска к 50-летию возрождения обряда посвящения дев. В тексте понтифика, обращенном к женщинам, решившим вести безбрачный образ жизни в миру, в частности, говорится: «Ваше призвание – знак неисчерпаемого и многообразного богатства даров Духа Воскресшего Господа, творящего все новое. Это также знак надежды, являющий верность Отца, который и сегодня пробуждает в сердцах некоторых женщин желание быть посвященной Богу в девстве, переживаемом в конкретной социальной и культурной среде, укорененном в отдельной церкви, выраженном в древнем, но современном и даже новом укладе жизни. Вместе с вашими епископами вы постепенно возрастали в понимании особой природы вашей формы посвященной жизни и даже осознали, что благодаря посвящению девы образуют отдельный чин верных в церкви».
Истоки обычая посвящать девушек в «невесты Христовы», но без монашеского пострига, принято искать в раннем христианстве, которое превозносило женское целомудрие. В Первом послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1 Кор 7:34). В те времена были случаи, когда девственницы-христианки принимали обет безбрачия, а языческие власти пытались выдать их замуж за иноверцев. Девушки категорически отказывались от брака и желали соблюсти целомудрие. За это они подвергались пыткам и смерти. Таких мучениц (они канонизированы) некоторые апологеты и считают первыми посвященными девами.
О пользе женского целибата толковали и отцы Церкви. Например, святой Иоанн Златоуст писал так: «Где целомудрие, там пребывает Господь Иисус Христос». Более того, в западном христианстве целомудрие вошло в список семи добродетелей. Появился особый чин «посвящения в девы». Во время обряда девушки приносили клятву, что в течение всей жизни никогда и ни с кем не вступят в супружеские отношения. Помимо хранения целомудрия представительницы прекрасного пола, получившие посвящение, должны были активно молиться, поститься, каяться. В общем, жить в благочестии и подвижничестве. К числу посвященных девственниц относят святых Маркеллину и Женевьеву.
В Средние века порядок посвящения в «невесты Христа» был усложнен. Обряд теперь совершался только в двух религиозных орденах – у бенедиктинцев и картезианцев. А к чину допускались лишь девственницы, давшие вечные монашеские обеты и ставшие монахинями. После церемонии девы получали право носить элементы облачения духовенства, а именно – палантин и манипул. Лишь одна монахиня, не принадлежавшая к бенедиктинскому или картезианскому ордену, получила посвящение в девы – святая Маргарита Венгерская, монашествующая доминиканка. Впрочем, в те же Средние века чин посвящения среди монахинь прекратил свое существование. Скорее всего в Католической церкви решили, что вечных обетов (в их числе и целомудрие), которые дают девушки, желающие стать монахинями, вполне достаточно для статуса «невесты Христовой», и потому нет необходимости дополнительно посвящать их еще и отдельным порядком.
Возрождение чина произошло лишь в XX веке. Француженка Анна Лефлев заявила о своем желании пройти обряд посвящения в вечные девы, и ее поддержали несколько архиереев страны. 6 января 1924 года она стала первой за несколько веков посвященной девой. Когда количество претенденток в вечные девственницы стало расти, епископы вынуждены были обратиться в Конгрегацию по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни для того, чтобы узнать, можно ли официально восстановить обряд. Однако ватиканское ведомство дало отрицательный ответ.
В различных источниках встречаются разные версии, почему в Римской курии решили не возобновлять практику ритуала. Согласно одной из них, конгрегация выдала запрет, поскольку восстановление обряда вступало в противоречие с каноническим правом. По другой – институты посвященной жизни выступили против из-за того, что претендентки в вечные девственницы не были монахинями, это рассматривалось как отступление от традиций. А пойти на инновацию и не только возродить обряд, но и даровать право немонашествующим девушкам получать посвящение было опасно. Утверждалось, что нововведение могло нанести вред женскому монашеству. Ведь если претендентки на статус посвященных дев без принятия монашеских обетов получат желаемое, то и другие девушки, намеревающиеся уйти в монастырь, передумают присоединяться к какому-либо ордену, а просто захотят пройти обет посвящения. Таким образом, в возрождении чина кто-то мог увидеть заманчивую альтернативу монашеству. Более того, посвященные девственницы, не будучи монахинями, могли возвыситься над монашествующими, и в конгрегации этого весьма опасались.
Но Анна Лефлев не стала мириться с отказом. В 1940-х годах она познакомилась с Анджело Ронкалли и Джованни Монтини, которые в будущем станут римскими понтификами – Иоанном XXIII и Павлом VI, и рассказала им о своем желании. В 1950-х годах она каждый год ездила в Рим и призывала разрешить посвящения. Наконец папа Пий XII издал декрет, в котором позволил становиться посвященными девами – но исключительно монахиням.
А вот в понтификат Павла VI ситуация полностью поменялась, и проходить посвящение в вечные девственницы было дозволено не только монахиням, но и мирянкам. К чину, правда, допускаются лишь дамы, которые никогда не состояли в браке и были невинны. При этом под девственностью понималось отсутствие намеренного нарушения целомудрия. То есть жертвам изнасилования не запрещалось проходить обряд, а вот девушка, которая абсолютно добровольно вступила в интимную связь, не имела права стать посвященной девой.
Ритуал посвящения проводится епископом. На церемонии девушка одета в платье невесты, поскольку таких дев еще называют посвященными невестами. Во время обряда посвящаемая получает кольцо, которое отныне должна носить, поскольку оно символизирует ее «помолвку» с Христом. После прохождения ритуала девушка больше никогда не сможет выйти замуж и вступить в какие-либо половые отношения, но она продолжит вести светский образ жизни – работать, учиться, заниматься хобби. Кроме того, посвященная не обязана носить какое-то специальное облачение, но ограничивается скромной мирской одеждой. Посвященные девы работают учительницами, нянями, психологами, бухгалтерами. Есть даже те, кто трудится в качестве пожарных или имеет свой бизнес. Но все свое свободное время они отводят молитвам и покаянию. Кроме того, они обязаны помогать общине, подчиняться епископу и посещать встречи со своим духовным наставником.
В 2018 году Ватикан позволил допускать к ритуалу и тех, кто ранее уже состоял в гражданском союзе с мужчиной. В одном из пунктов опубликованного документа говорилось: «Призыв дать клятву в девственной, супружеской, плодотворной любви к Христу не сводится к символу физической невинности. Таким образом, сохранение ее (девы) тела в идеальной целостности или же практика добродетели образцового целомудрия хотя и имеет большое значение по определению, но не является существенным условием, без которого посвящение было бы невозможным». Обновленное руководство к чину шокировало и разочаровало многих мирских «невест Христа», поскольку они считали недопустимым проводить обряд над теми, кто не сохранил свою непорочность. К 2020 году число посвященных дев в Католической церкви приблизилось к 5 тыс.
комментарии(0)