0
25031
Газета Вера и люди Печатная версия

02.06.2020 16:22:00

Куда подевались традиционные «секты» России

Религиовед – о следах дореволюционного духовного христианства в наше время

Тэги: христианство, Россия, рпц, православие, протестантизм, молокане, духоборы, трезвенники, общины, хлысты, скопцы, братства, духовные ценности, библия


христианство, Россия, рпц, православие, протестантизм, молокане, духоборы, трезвенники, общины, хлысты, скопцы, братства, духовные ценности, библия Фото со страницы Союза Духовных Христиан Молокан всего Мира в социальной сети

В XVIII–XIX веках движения так называемых русских духовных христиан представляли серьезную опасность для монополии господствующей синодальной церкви. Однако в конце XX столетия, когда по всей стране отмечалось религиозное возрождение после десятилетий государственного атеизма, возникли новые религиозные движения (НРД) и организации, но среди них незаметно ни влиятельных когда-то духоборов, ни христоверов-хлыстов, ни молокан. О том, почему традиционные «русские секты» фактически канули в Лету, ответственный редактор «НГР» Андрей МЕЛЬНИКОВ поговорил с историком религии, доцентом РГГУ Ксенией СЕРГАЗИНОЙ.

– Общины каких духовных христиан существуют сейчас в России?

– По данным религиоведов группы Сергея Филатова, в настоящее время общины духоборов существуют в Орловской, Ростовской, Тульской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. Наиболее крупное поселение духоборов – в селе Архангельское Тульской области. Наиболее крупная молоканская община находится в Ставрополье, в селе Кочубеевское. Есть также общины молокан в Тамбове и области, в селе Слободке под Тулой и в Москве. Кроме того, есть общины беседников в Самарской области и община христиан-трезвенников братца Иоанна Чурикова в Петербурге и Вырице. Можно предполагать, что еще живы потомки постников в Тамбовской области.

– Какие общины прекратили существование и почему?

– В 1905 году, после выхода указа «О веротерпимости», многие религиозные группы – и протестантские общины, и духовные христиане – получили ряд свобод. Исключение составляли хлысты и скопцы, по-прежнему считавшиеся «вреднейшими сектами». Общины, вынужденные вести подпольное существование, не имели возможности печатать тексты, проповедовать, открывать школы, иначе говоря, не имели никакой возможности привлекать новых членов «со стороны». В XX веке многие скопческие и хлыстовские общины распались – в большей степени из-за изменения жизненного уклада в Советском государстве, из-за разрушения деревень, в частности. Часть христоверов вошла в молоканские общины, которые незначительно отличались от поздних хлыстовских, но были легальными. Какое-то количество верующих, вероятно, перешло в общины русских протестантов. Но кто-то продолжил собираться – тайно. Изучать такие общины сложно, но это не значит, что их нет.

– Можно ли в таком случае говорить о возрождении русского духовного христианства?

– На мой взгляд, ни о каком возрождении духовного христианства говорить не приходится, если только не смотреть на эту проблему шире. Если говорить о типологическом сходстве, о «духе» хлыстовства, который связан главным образом с потребностью в пророках и пророчествах и с некоторым литургическим творчеством, то можно было считать продолжателями русского сектантства Церковь Божьей Матери «Державная» – «богородичников» (теперь они – Церковь катаров в Испании). До недавнего времени это движение было самым многочисленным из НРД российского происхождения. При этом театральность, публичность, внимание к внешнему вопреки внутреннему, характерные для нынешней Церкви катаров, чужды духовному христианству. И хотя в этом движении, как говорят его участники, «возрождены хлыстовские радения», эти практики не имеют ничего общего с молитвенными собраниями, например, тамбовских постников.

– Приходит ли молодежь извне в такие общины или молодое поколение духовных христиан – это их потомки?

– Мне кажется, никто всерьез не занимался исследованием миссии российских молокан и духоборов. Но у молокан, да, есть молодежь на собраниях.

– То есть большее развитие в России получили НРД западного происхождения?

– Из крупных НРД российского происхождения, кроме уже упомянутых «богородичников», можно назвать разве что Церковь последнего завета, Белое братство, во многом изжившее себя, и многочисленные языческие группы. Количество религиозных движений, в 1990-е годы пришедших с Запада (включая необуддизм и неоиндуизм), с ними попросту несопоставимо. С другой стороны, не нужно забывать о довольно крепких традициях русского протестантизма, восходящего именно к группам духовных христиан. Позиции протестантизма, обновленного в 1990-е годы, на мой взгляд, в современной России устойчивее позиций НРД.

– Почему все-таки не возрождаются традиционные духовные христиане?

– Мне кажется, общины молокан в большей степени уникальны своей традиционностью: традиции духовного пения и чтения Писания нараспев, молоканские блюда, поминальные традиции хорошо известны. Есть крупные общины, сохраняющие эти традиции. При этом современному человеку все это как будто и не нужно. Нет запроса на общинность, традиционный семейный уклад, постоянные пищевые ограничения. Любители фольклорного чаще примкнут к языческим группам или к любителям одноголосного пения. Эта ниша уже занята. А желающие изучать Библию еще в начале XX века стали уходить от молокан к баптистам и евангельским христианам. Члены московской молоканской общины – в основном из потомственных верующих. Молодежь тоже есть, но для них, как мне показалось, вера неразрывно связана с религиозной идентичностью, преемственностью семейных традиций. При этом мне кажется, что некоторые общины современного православия можно считать наследниками духовного христианства. Например, мирянские братства, образованные вокруг священника Георгия Кочеткова и Свято-Филаретовского православно-христианского института.

А в целом, полагаю, мы очень быстро теряем связь с той религиозностью, которая была известна еще в 1970–1980-е годы. Мне кажется, даже Русская православная церковь сегодня и тогда – это разные феномены. Во многом потому, что составляют ее разные люди, с разными ценностями, разными привычками и разными целями. Есть ощущение, что церковь сегодня гораздо больше ориентирована на внешний мир, чем на внутренний, и пресловутая традиционность православия на самом деле ничего общего не имеет с традиционным укладом жизни – ни с ценностью родственных или общинных связей, ни с укорененностью в своем селе, ни с подлинным духовным опытом, главное следствие которого – мир и любовь. Современное православие – религия индивидуальная: для каждого, а не для общины. Впрочем, именно это помогло ему безболезненно перейти в онлайн весной 2020 года. n


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Милена Фаустова

Церковь Англии накануне выборов  нового примаса

0
2275
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
1701
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
1795
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
2641

Другие новости