Фото sangharussia.ru
Глава Буддийской традиционной сангхи России (БТСР) хамбо-лама Дамба Аюшеев оказался втянутым в конфликт... с феминистками. Посетив республиканский чемпионат по выделке овчины «Дулаан Шэмэг», лама так отозвался об одном из номеров культурной программы мероприятия – детском танце: «Танец хороший, плохо, что опять только одни девочки танцуют. Матриархат беcкультурный». Бурятские феминистки от движения «Я – свобода» наградили буддийского лидера званием «Сексист года», сопроводив серией мемов с цитатами самого хамбо-ламы. Например, такой: «Ужас, даже женщины выходят на лед, если они невестки из Бурятии, и наших местных еще заразили».
Лама сначала не счел нужным лично ответить оскорбленным феминисткам, поручив это по обыкновению своему пресс-секретарю Алле Намсараевой, которая сообщила о «скрытой подоплеке» в высказываниях шефа и постаралась подправить его сексистскую репутацию: «Сколько бы я с ним ни общалась и ни ездила по республике, ни разу он не высказал мне претензий, что я в дороге в брюках, хотя, наверное, ему это и не нравится. Понимает же, что это удобнее для путешествий. К нему приходит много умных и много достигших в жизни женщин, и он отдает дань уважения их знаниям и умениям».
Затем хамбо-лама в очередном посте в соцсети вновь заявил о необходимости «правильного», патриархального возрождения бурятского национального танца: «Наше требование – чтобы в будущем каждое село обрело свой родной танец, и обязательное требование – солировать должен мужчина, обладающий мужским характером».
Но подобные яркие высказывания Аюшеев позволяет себе не в первый раз за четверть века, что он бессменно возглавляет БТСР. Осенью 2019 года он спровоцировал финансовый скандал, связанный с его «священными коровами» (то есть отарами овец – давний идефикс ламы) и конфликтом с главой Бурятии Алексеем Цыденовым (подробнее в «НГР» от 19.11.19). Для разрешения конфликта вмешаться пришлось президенту Владимиру Путину.
Взаимная поддержка федеральной власти и Аюшеева не раз находила отражение в его выступлениях. «Я не могу идти (против Путина), потому что он является для меня Белой Тарой, я не могу пойти против своей богини, – как-то сказал лама землякам. – И когда мне люди говорят: «Кого ты больше любишь: далай-ламу или президента?» – я говорю: «Слушайте, дорогие товарищи, кто меня кормит-то, кто моим старикам деньги дает – иностранный большой лама или президент страны?» Федеральный Центр отвечает ламе взаимностью: выделяет недостающие на бурятских овец миллионы бюджетных рублей. Президент регулярно поздравляет с бурятским национальным праздником Белого Месяца – Сагаалгааном всех буддистов страны.
Последнее уже явная недоработка президентской администрации. Да, большинство российских этнических буддистов принадлежат к тибетской версии буддизма Махаяны и празднуют его в одно время – в период с конца января по начало марта в зависимости от лунного календаря (в этом году приходится на 24 февраля). Вот только у неподконтрольных Аюшееву тувинцев он называется Шагаа, а калмыки в качестве «буддийского» Нового года празднуют и вовсе день рождения ламы Цонкапы – Зул, приходящийся на декабрь. Неэтнические буддисты, адепты Ваджраяны, предпочитают тибетский вариант – Лосар. А что уж говорить о буддистах других школ и традиций, которым нет никакого дела до этого праздника земледельческого цикла монгольских народов?
Но благодаря сложившейся исторической традиции и природной пассионарности буряты в лице таких своих представителей, как Дамба Аюшеев, прочно застолбили за собой место официальных, «правильных» и «главных» буддистов страны. Потому вполне закономерным выглядит праздничный концерт в честь Сагаалгана в этом году в Государственном Кремлевском дворце в рамках Дней культуры Бурятии.
Аюшева, безусловно, любят и уважают многие буряты и подконтрольные БТСР буддисты за его хорошую игру на беспроигрышном поле национального самосознания. Его популизм реализуется в призывах к возрождению бурятского языка и фольклора, проекте предоставления каждой бурятской семье отары овец местных пород. Есть еще особый культ «нетленного ламы» Итигэлова. Поддержка Аюшеева Кремлем тоже понятна: он удобный и свой в доску во всех отношениях буддийский «патриарх». Но если он не перестанет гнуть свою линию закоснелой патриархальности и регулярно ссориться с каждым новым главой республики, позиции несменяемого хамбо-ламы могут и пошатнуться.
комментарии(0)