Министра Якова Лицмана подозревают в том, что он укрывает от закона единоверцев. Фото Reuters
первых страниц австралийских СМИ не сходят сообщения о новых подробностях многолетней истории Малки Лейфер, бежавшей в Израиль от суда по обвинению в сексуальных преступлениях. В газетах, социальных сетях, в холлах синагог и за субботним столом обсуждают этот сюжет.Всякий, знающий австралийскую еврейскую общину, понимает, как нелегко заставить ее критиковать что-либо израильское. Географически самая отдаленная от Израиля община считается самой лояльной еврейскому государству. Но все может измениться.
Малка Лейфер была директрисой престижной ортодоксальной школы «Адас Исроэль» в Мельбурне. На жалобы учениц о сексуальных домогательствах руководство общины внимания не обращало. Другое дело, если бы пострадали мальчики, будущие «светочи Торы». Не так давно в Австралии проходили слушания Королевской комиссии по сексуальным преступлениям в религиозных учреждениях. Слушания широко освещались, транслировались по радио и ТВ. Они касались не только Римско-католической церкви, но и иудейских йешив. Выяснилось, что в «мире Торы» многие просто не понимают, что речь идет о серьезных уголовных преступлениях, а не о соре, который не надо выносить из избы.
В 2008 году, не найдя отклика в руководстве мельбурнской общины, родители учениц «Адас Исроэль» обратились в полицию. Следствие составило заключение по 72 случаям сексуальных домогательств, включая изнасилования. В разгар следствия Малка Лейфер исчезла. Позже выяснилось, что ночью директриса улетела в неизвестном направлении, воспользовавшись помощью попечителей школы.
Через несколько лет стало известно, что беглянка безбедно живет в израильском поселении на Западном берегу Иордана. После того как австралийские власти потребовали ее выдачи, Лейфер получила справку психиатра о том, что не может предстать перед судом. Организация Jewish Community Watch, отслеживающая злоупотребления в религиозных общинах, наняла частных детективов. Те выяснили, что «душевнобольная» все это время активно занималась шопингом, участвовала в общественной жизни и вообще ни в чем себе не отказывала. Израильские стражи порядка арестовали было беглую директрису, а психиатрическое обследование дало основание подозревать ее в симулировании душевного недуга. Однако в дело вмешался окружной психиатр Иерусалима, постановивший, что Лейфер все же не может предстать перед судом. И она вернулась домой.
Дело еще больше запуталось, когда стало известно, что полиция начала расследование деятельности шефа израильской психиатрии и одного из самых влиятельных политиков Израиля, министра здравоохранения, раввина Якова Лицмана – по подозрению в оказании давления на психиатров в «деле Лейфер».
Медицина в Израиле – слишком серьезное дело, чтобы поручать ее врачам, поэтому руководить медиками доверили раввину из религиозной партии «Еврейство Торы». Ради этого руководство партии, называемое «Совет великих в Торе», отменило старое раввинское решение, запрещающее набожным евреям служить министрами в «безбожном» сионистском правительстве. Правда, представители религиозных партий и раньше там служили, но назывались исполняющими обязанности министров. Лицман провел несколько реформ в медицине: ввел автоматы по продаже дешевых завтраков в больницах, начал легализацию марихуаны. Он отметился и в психиатрии: ввел разделение мужчин и женщин в специализированных больницах.
Израильские суды провели уже 62 слушания по делу о психическом состоянии беглой директрисы. И даже если ее признают способной предстать перед судом, еще предстоят бесчисленные слушания об экстрадиции. Тем временем израильская полиция передала «дело Лицмана» в прокуратуру с рекомендацией подать в суд обвинительное заключение о незаконном давлении на психиатров. Но Лицман все это время оставался в правительстве.
Есть несколько версий, объясняющих вмешательство Лицмана. Как это принято у евреев – всему стараются найти оправдание в заповедях Торы. Одна из заповедей, «пидйон швуим» («выкуп пленных»), толкуется таким образом: еврей не может ожидать справедливого суда в нееврейском суде. А с Сиона, как и с Дона, выдачи нет. Израильская Фемида довольно неохотно удовлетворяет запросы об экстрадиции в другие государства. Но психиатрию для этого используют впервые.
Есть и другое объяснение. Лицман принадлежит к общине хасидов Гура, известной защитой своих членов. Хасиды до последнего отстаивали педагога Аврома Мандровича, сбежавшего из Бруклина в Израиль еще в 1984 году. Есть и версия попроще – муж Малки Лейфер принадлежит к гурским хасидам, и он даже якобы родственник раввина Лецмана.
В 2017 году в знак протеста против того, что власти чинили дороги по шаббатам, министр Лицман подал в отставку. Было похоже, что психиатры заколебались и готовы признать Малку Лейфер симулянткой. Однако воз и ныне там.
В конце 2019 года состоялось очередное слушание по делу, но, к удивлению судьи, эксперт-психиатр просто «забыл» явиться на заседание. Предполагают, что причиной забывчивости послужило возвращение Лицмана в «промежуточное» правительство.
Тем временем проблема стала международной. Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон и несколько депутатов парламента встречались с Даси Эрлих, одной из трех сестер, представлявших жертв домогательств из школы «Адас Исроэл». Делегация Австралии демонстративно отказалась участвовать в израильском мероприятии в ООН по защите детей от сексуального насилия. Прокуратура этой страны выражает сомнение в добросовестности израильской судебной системы. Австралийцы потребовали выдачи Лейфер без всякого освидетельствования.
Израильское правительство настаивает, что суд в стране независим, но даже если суд решит выдать беглую директрису, министр юстиции может годами оттягивать подпись необходимого распоряжения.
В СМИ звучит мнение, что еврейское государство превратилось в убежище для беглецов от закона из США, Канады, Австралии и других западных стран. Известно 65 случаев, когда подозреваемые в сексуальных домогательствах укрываются в Израиле. Подавляющее большинство из них – набожные иудеи. По закону о возвращении любой еврей может получить убежище в стране. Хотя закон предусматривает отказ в переезде для уголовных преступников, но сплошь и рядом речь идет о людях, срочно «вернувшихся на историческую родину» на разных этапах следствия в «странах исхода». Недавно в израильских СМИ появились сообщения о преподавателе элитной школы при Йешива Юниверсити в Нью-Йорке, подозреваемого в сексуальных преступлениях и сбежавшего из-под следствия. Ныне он живет в еврейском поселении Эфрата неподалеку от Иерусалима. Так что Малка Лейфер оказалась «среди своих» – но не том смысле, какой вкладывали в свой проект отцы-основатели еврейского государства.
Нью-Йорк
комментарии(0)