0
12891
Газета Вера и люди Печатная версия

03.09.2019 16:09:00

Почему король ужасов не любит Бога

Литературные миры Стивена Кинга и их метафизические параллели

Леонид Макшанов

Об авторе: Леонид Андеевич Макшанов – журналист.

Тэги: стивен кинг, фантастика, хоррор, культ, секта


стивен кинг, фантастика, хоррор, культ, секта Эдакий языческий Христос, который, вместо того чтобы пасти своих овец, ведет их на заклание. Кадр из фильма «Дети кукурузы». 1984

Стивен Кинг в юности воспитывался в русле методизма (одной из деноминаций протестантизма) и часто посещал церковь. Но потом забыл дорогу в дом молитвы, сохранив при этом веру в существование Бога и продолжив читать Библию. Фанаты Стивена Кинга на форумах иногда спорят о том, как писатель относится к высшей силе. Существует мнение, что король ужасов хотя и верит Бога, но не испытывает к нему любви. Обычно приводят цитату из романа «Безнадега»: «Бог не из тех, кто прощает?» – «Это точно подмечено. – В голосе пастора слышалось изумление. – Иным он и не может быть, потому что Бог очень требователен». – «Но Бог и жесток, так ведь?» Пастор ответил без запинки: «Да, Бог жесток».

В романе «Керри» религиозная мать чрезмерно строго воспитывает свою дочь, из‑за чего девочка не способна влиться в школьный социум и подвергается насмешкам и издевательствам со стороны сверстниц. В повести «Туман» таинственный туман окутал маленький городок Бриджтон. В результате жители вынуждены прятаться в местном супермаркете, поскольку в туманной мгле таятся смертельно опасные монстры. Местная фанатично верующая женщина миссис Кармоди считает, что происходящие события и есть предсказанное в Библии светопреставление. «Это конец, говорю я вам! Конец всему! Перст Божий вывел строку приговора не огнем, а туманом. Земля разверзлась и исторгла чудовищ!» – заявляет она и предлагает совершать человеческие жертвоприношения. Поскольку ситуация с туманом и чудовищами не меняется, волнение среди людей растет, то у Кармоди появляются последователи, и их количество постепенно увеличивается.

В рассказе «Дети кукурузы» супружеская пара оказывается в городке Гатлин и узнает ужасную правду об этом месте. Несколько лет назад местные дети убили всех своих родителей, считая, что таким образом выпросят плодородный урожай кукурузы у Бога. Затем они создали зловещий культ. В детской общине появился так называемый возраст искупления – всякий, кому исполнится 19 лет, должен быть принесен в жертву. В рамках культа божество, требующее жертвоприношений, отождествлялось с христианским Богом. Главный герой рассказа, зайдя в бывший баптистский храм, видит изображение Христа: «Всю стену позади кафедры занимало гигантское изображение Христа... Спаситель улыбался, раздвинув губы в волчьем оскале. Его широко раскрытые глаза в упор разглядывали входящего и чем‑то неприятно напоминали Лойна Чейни в «Призраке оперы». В больших черных зрачках, окаймленных огненной радужницей, не то тонули, не то горели два грешника. Но сильнее всего поражали зеленые волосы – при ближайшем рассмотрении выяснилось, что они сделаны из множества спутанных кукурузных метелок. Изображение грубое, но впечатляющее. Этакая картинка из комикса, выполненная талантливым ребенком: ветхозаветный или, может быть, языческий Христос, который, вместо того чтобы пасти своих овец, ведет их на заклание». В ходе рассказа супружеская пара подвергается нападению малолетних сектантов, женщину захватывают и подвергают распятию, а мужчина пытается убежать и скрыться в кукурузном поле, однако с ним расправляется божество детского культа. В конце истории выясняется, что во времена, когда сектанты начали устраивать расправы над взрослой родней, божество убило местного шерифа и баптистского пастора. Кинг стремится убедить читателей, что религиозные фанатики могут приносить вреда и зла не меньше, чем воображаемые, но воплощающиеся в реальности чудовища.

В «Нужных вещах» Стивен Кинг затрагивает проблему религиозной вражды и показывает, к чему она может привести. По сюжету романа, в город Касл‑Рок прибывает демон и в облике старика открывает магазин. В обмен на разные вещи он покупает души местных жителей. Но стоит обратить внимание на двух второстепенных персонажей сюжета – католического священника Джона Брайхема и баптистского пастора Уильяма Роуза. Между ними разгорается сильная вражда, правда, не из‑за богословских разногласий. Католики решили провести благотворительное мероприятие под названием «Ночь в казино», а протестантский священник активно выступает против затеи. В начале книги отмечается, что баптист и католик никогда не ладили друг с другом. Однако идея с «Ночью в казино» превратила неприязнь во вражду. Преподобный Роуз даже обращается к шерифу, чтобы тот пресек мероприятие католиков. Служащий правопорядка отказывается поддерживать пастора. В конце книги демону удается спровоцировать столкновение католиков и баптистов: «Баптисты Касл‑Рока под предводительством преподобного Уильяма Роуза и католики Касл‑Рока под командованием отца Джона Брайхема сошлись у подножья холма Касл. Лоб в лоб». Стивен Кинг упоминает в романе, что в любом городе между разными деноминациями может вспыхнуть конфликт и вражда: «Церкви в маленьких городах… наверное, не мне вам рассказывать, что это такое. Они кое‑как уживаются друг с другом – более или менее, – но не питают друг к другу симпатии, скажем так. Все идет мирно – но до какого‑то определенного момента, а потом все равно поднимается буча».

В романе «Зеленая миля» можно обнаружить попытку создать новый образ Мессии. В истории Джона Коффи много параллелей с евангельским повествованием об Иисусе. В оригинале инициалы заключенного такие же, как у основоположника христианства. На английском имя персонажа пишется как John Coffey, а Иисус Христос  – Jesus Christ. Джон Коффи, как и Иисус, обладает даром исцеления. Применяя свои сверхспособности, заключенный воскрешает убитую мышь, избавляет старшего надзирателя Пола Эджкомба от воспаления мочевого пузыря, исцеляет жену начальника тюрьмы от опухоли мозга. Подобно Христу, Джон приговорен к смерти, будучи невиновным. Старший надзиратель представляет собой кинговский вариант Понтия Пилата. Узнав, что заключенный не совершал никакого преступления, Эджкомб тем не менее не может его спасти от казни.

В творчестве писателя также присутствует оригинальная мифологическая концепция. Если прочитать все произведения Кинга, включая цикл «Темная башня», то выяснится, что все книги связаны. В каждом произведении можно найти отсылки или упоминания о событиях из других работ. В серии «Темная башня» описана Мультивселенная, состоящая из параллельных миров. Краеугольный камень мироздания – Темная башня. Она служит генератором силы и центром Мультивселенной, к которой сходятся все вселенные. Главный герой по имени Роланд стремится добраться до башни. Попав в нее, он обнаруживает, что каждая комната связана с каким‑либо эпизодом его жизни. Открыв последнюю дверь на вершине башни, герой видит, что она ведет к его собственному прошлому. Если он переступит порог, то окажется в начале цикла. Роланд также понимает, что много раз приходил сюда, возвращался назад в прошлое и опять двигался к башне, чтобы начать все сначала. Переступая порог последней комнаты на вершине, он теряет память и не помнит всех предыдущих повторений. Осознав все это, Роланд умоляет башню проявить к нему милосердие, но она не внимает его мольбе и толкает вперед. Нескончаемое посещение Роландом центра мироздания отдаленно напоминает концепцию реинкарнации в восточных религиях.

В рассказе «Загробная жизнь» умершему герою дается шанс прожить свою жизнь повторно, причем упоминается, что такая возможность уже давалась ему несколько раз. Сам писатель в предисловии к рассказу признается, что хотел бы после смерти получить возможность опять прожить ту жизнь, которая у него была: «Мне бы хотелось – как мне кажется – иметь возможность прожить жизнь еще раз, будто в фильме с эффектом присутствия, чтобы снова испытать радость от хороших событий… Конечно, мне пришлось бы пройти и через неприятные моменты (а их у меня тоже хватало), но разве они стоят того, чтобы отказаться еще раз испытать восторг, охвативший меня при первом настоящем поцелуе?» Однако пока писатель жив и здоров, и, вероятно, работает над новыми книгами. Примирят ли они его когда‑нибудь с Богом? Как знать…


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1648
Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Милена Фаустова

В Ватикане выставлена раннехристианская реликвия

0
3927
Российское кино отдают детям

Российское кино отдают детям

Наталия Григорьева

Семейные фильмы завоевывают большие экраны на фоне кризиса идей

0
2060
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
6430

Другие новости