Американцев теперь различают не по принадлежности к конкретной религиозной традиции, а по личному отношению к устоям вероучений вообще. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Исследователи Pew Research Center предложили новую классификацию, или типологию, религиозности американцев. Новый подход учитывает, что убеждения и поведенческие черты могут быть схожими у представителей разных конфессий, но при этом не совпадать у людей с одинаковой религиозной принадлежностью. Новая типология делит граждан на семь групп в зависимости от того, насколько активно они практикуют свою веру и какую значимость они придают религии в своей жизни.
Первая группа – очень религиозные граждане, которые были обозначены как «ревнители воскресенья» (Sunday Stalwarts). Все члены этой группы активно участвуют в деятельности своих церковных групп и организаций. Также в большинстве своем (84%) они молятся каждый день, часто посещают церковь, из них 82% – еженедельно, обязательно читают Библию или иные священные тексты (73% – еженедельно). Почти все они склонны описывать себя как очень духовных и очень религиозных. 2/3 этой группы считают религию единственным важнейшим источником смысла жизни. Они же в два раза активнее всех остальных групп участвуют в волонтерских и благотворительных организациях. По политическим взглядам они в основном консервативны и тяготеют к республиканцам.
Вторая группа именуется «верующие в Бога и страну» (God-and-Country Believers). Они весьма религиозны. 72% из них молятся каждый день, 91 и 85% определяют себя как довольно духовных и религиозных людей соответственно. Они реже посещают церковь, чем «ревнители воскресенья», только 27% из них посещают храм еженедельно и всего менее 1% участвуют в работе церковных групп, хотя примерно 40% заявляют о религии как важнейшем источнике смысла жизни. Но они чаще, чем «ревнители», говорят о том, что необходимо верить в Бога, чтобы жить нравственной жизнью (93% в отличие от 62%). Они же более остальных одобряют политику Дональда Трампа, также тяготеют к консерваторам, 75 и 68% из них не одобряют аборты и гомосексуализм соответственно.
Третью группу исследователи обозначили как «разносторонне благочестивых» (Diversely Devout). 86 и 85% из них считают себя в достаточной степени духовными и религиозными личностями. 58% совершают молитву каждый день, но только 12% посещают церковь еженедельно и всего 9% принимают участие в деятельности религиозных сообществ. При этом «разносторонне благочестивые» в своем большинстве разделяют убеждения «Нью Эйдж» и в отличие от 1-й и 2-й групп в два раза чаще верят экстрасенсам (68% в отличие от 32 и 28%) и в три раза чаще – в реинкарнацию и астрологию. 95% из них полагают, что духовная энергия заключена в материальных субстанциях, таких как горы, деревья или кристаллы.
Члены этих трех групп в большинстве своем заявляют о вере в Бога, каким он описан в Библии. Все они полагают, что их религия является источником утешения и ясности в их повседневной жизни. Большинство говорят, что полагаются на свои религиозные убеждения, чтобы справляться с жизненными трудностями, религия помогает им принимать верные решения. Они заявляют о том, что вера служит опорой в семейных и социальных отношениях, а также оказывает положительное влияние на их карьеру.
Четвертой группе дали название «расслабленные религиозные» (Relaxed Religious). 64 и 50% из них определяют себя как духовных и религиозных людей соответственно. 68% верят в Бога, каким он описан в Библии, но они менее склонны молиться каждый день (39%) и посещать воскресные службы, только треть из них делает это ежемесячно или ежегодно, а 11% читают священные тексты еженедельно. Большинство из них отвергают веру в реинкарнацию, астрологию, экстрасенсорику.
Пятая группа обозначена как «духовно пробудившиеся» (Spiritually Awake). Они в большей степени склонны считать себя духовными (68%), чем религиозными (43%) людьми. Только 35% из них посещают церковь ежемесячно или ежегодно, 44% молятся каждый день. Но в отличие от предыдущей группы им гораздо ближе верования «Нью Эйдж». Почти все они считают, что духовная энергия может быть сосредоточена в физических объектах, а 2/3 говорят, что духовные практики, такие как медитация, приносят некоторый смысл в их жизнь. 59% из них принадлежат к сторонникам Демократической партии.
«Расслабленные религиозные» и «духовно пробудившиеся» также схожи в том, что, хотя почти все они верят в наличие всеведущей (85%) и всемогущей (66%) высшей силы, 43 и 46% представителей обеих групп отмечают, что религия важна для них не абсолютно. Они полагают, что необязательно верить в Бога, чтобы жить нравственной жизнью и иметь правильные ценности, а также считают в отличие от первых трех групп Библию (или иной священный текст) словом Божьим, но не рассматривают ее буквально.
Шестая группа именуется «сопротивляющимися религии» (Religion Resisters). 87% из них верят в высшую или духовную силу, но не в библейского Бога, также они почти единогласно говорят, что духовная энергия может находиться в физических объектах, в большинстве своем видят себя духовными, но не религиозными людьми (68%). При этом они часто негативно относятся к клерикалам, так, в большинстве (64%) склонны соглашаться с тем, что церкви и религиозные организации приносят больше вреда, чем пользы обществу.
Седьмая группа носит название «солидные светские» (Solidly Secular). К ней принадлежат нерелигиозные люди. Практически никто из них не верит ни в Бога, ни в какую-либо высшую силу и лишь немногие видят себя духовными людьми (22%), но они более лояльно относятся к религиозными организациям, чем члены предыдущей группы.
«Сопротивляющиеся» и «солидные светские» в основном (74 и 87% соответственно) редко или никогда не молятся. 97% из обеих групп редко посещают богослужения или вовсе никогда не принимают в них участия. По политическим взглядам в большинстве являются либералами и голосуют за демократов.
Вышеозначенные группы представляют все разнообразие религий, в каждой из них есть представители фактически всех традиций. Сами исследователи отмечают, что их типология не предназначается для замены традиционного подхода в изучении религиозной идентичности, а скорее представляет собой новый дополнительный ракурс, с которого можно взглянуть и почерпнуть новое понимание роли религии в общественной жизни США.
комментарии(0)