Полицейские пришли за раввином Довом Хайюном на рассвете. Фото Ariel Schalit/AP Photo/ТАСС
В 5.30 утра раввина Дова Хайюна забрали в полицию за совершение накануне иудейской свадебной церемонии. Дело происходило в израильском городе Хайфа. Полицейские увезли раввина в участок, предъявили обвинение в проведении незаконного бракосочетания. Смартфон у раввина, очевидно, не отобрали, и он написал в Facebook: «Иран уже здесь». Хайюна отпустили через несколько часов, и он смог успеть вовремя в резиденцию президента Израиля на мероприятие, посвященное религиозному плюрализму.
Начиная с 2013 года израильское законодательство предусматривает тюремное заключение и существенные штрафы за проведение традиционной иудейской свадебной церемонии (хупы) раввином, не обладающим лицензией главного раввината. Главный раввинат, который по закону обязан предоставлять культовые услуги иудейским религиозным учреждениям, отказывает в признании раввинам неортодоксальных течений иудаизма: реформистам, реконструкционалистам и консерваторам. К последним принадлежит раввин Хайюн. Государство отказывается считать их вероучение иудаизмом.
«Я чувствую разочарование моей страной, – заявил Хайюн Еврейскому телеграфному агентству. – Израиль – единственная страна западного мира, где дискриминируют неортодоксальных евреев. В США я могу проводить бракосочетания, и они меня признают».
Однако Израиль не США, хотя некоторые израильтяне считают, что они живут фактически в 51-м штате Америки. По закону угодить в тюрьму вместе с раввином на год могут и жених с невестой. Если бы раввин взглянул на карту, то увидел бы, что Израиль вовсе не западная страна, а отношения религии и государства здесь мало чем отличаются от того, что происходит у соседей, где религия тоже не отделена от государства.
Интересно, что иудейское каноническое право (галаха) не считает хупу непременным атрибутом бракосочетания. Галаха допускает бракосочетание через церемонию дарения женихом кольца. Канон легализирует бракосочетание и через «обладание», то есть сексуальный акт. Галаха вовсе не требует, чтобы хупу производил раввин. Во многих общинах, следуя заветам галахи, хупу традиционно совершает отец жениха или невесты. Да и никакого главного раввината с его лицензиями в традиционном галахическом праве нет и в помине.
Опросы показывают, что большинство израильтян выступают против монополии главного раввината на браки. Согласно опросу общественного мнения, проведенного организацией раввинов религиозно-сионистского направления «Хидуш» (одно из течений ортодоксального модернизма), большинство израильтян заинтересовано в бракосочетании без обязательной санкции главного раввината. По их данным, количество израильтян, обращающихся в духовно-государственное ведомство за разрешением на свадьбу, постоянно падает. «Там бездушная волокита, бюрократия, – рассказал автору статьи знакомый израильтянин, недавно вступивший в брак. – Еще всем дать в конвертиках, что получается значительно дороже, чем просто у раввина».
Обряд совершают при участии «неказенных» раввинов разные категории иудеев различной степени ортодоксальности, которым раввинат отказывает в бракосочетании. Например, представители сословия коэнов, считающихся потомками жрецов Иерусалимского храма. Их готовы обвенчать только с девственницами или на худой конец с такими невестами, которые никогда не были замужем.
Поскольку никаких других способов нет, раввинат устанавливает коэнов по фамилиям. Коэн и ее производные – Коган, Каган, Каганович, Кагана и т.д. – самая распространенная еврейская фамилия в мире, а в Израиле уступает лишь другой священнической фамилии – Леви. Еще в списках раввината числятся сотни коэнских фамилий: Кацы, Капланы (потому, что капелла – храм), Адлеры, Блоки, Брики, Брухи, Саксы, Харахи, Бахрахи, Шапиро, Раппопорты и даже Макаровы с Макаревичами (считается, что от ивритского сокращения МаКар – мекадеш ришон, то есть «освящающий первым», – что является сегодня единственной прерогативой коэнов в синагогальной службе). Главный раввинат считает свои долгом оградить «семя священников» от потери привилегии служить в Иерусалимском храме, который мессия восстановит во время оно.
Израильское государство отказывает в бракосочетании и «соломенным вдовам» – агунот, чьи мужья отсутствуют, пропали либо злостно отказываются давать развод. Инициатива развода в галахическом праве принадлежит исключительно мужьям. Могут отказать мамзерам – детям, рожденным замужними женщинами от других мужчин. Их венчают только с другими «незаконнорожденными». «Единственный галахический выход для них – говорил автору раввин из Бостона Ариэль Соколовский, – это приобрести себе рабыню, наложницу-шефха, и их дети станут полноправными иудеями. Однако рабовладение сейчас запрещено, поэтому такое решение возможно лишь в теории».
В последние десятилетия к списку отказников присоединилась и не виданная в иудейском каноне категория «негалахических евреев» – потомков смешанных браков, евреев со стороны отца, в основном из иммиграции из стран бывшего СССР. Им израильское государство тоже отказывает в элементарном праве на бракосочетание.
Проводят «альтернативную хупу» и вполне ортодоксальные иудеи, которые по каким-то причинам не могут или не желают пользоваться услугами «казенных» раввинов. Например, ультраортодоксы-харедим, подчиняющиеся только своим раввинам и не признающие не только авторитета Главного раввината, но и всего «безбожного» сионистского государства.
После принятия закона представители главного раввината заявляли Еврейскому телеграфному агентству, что будут преследовать только тех, кто проводит хупу «по традиционному обряду», а всяческие инновации раввинат не интересуют. Раввин Хайюн справил свадьбу по традиционному обряду, и Хайфский религиозный суд тут же вызвал полицию.
«У полиции нет выбора, – сказал автору Йоси, отставной помощник комиссара израильской полиции, а ныне гендиректор американской фирмы по обеспечению безопасности. – Если поступила жалоба на нарушение закона, ее обязаны расследовать».
Большинство бракосочетаний у нелицензированных раввинов заключают не коэны и «соломенные вдовы», а клиенты Учреждения социального страхования, говорит Софи Рон-Мория, юрист, ходатай по галахическому праву в раввинских судах и общественная активистка, несколько раз баллотировавшаяся в Кнессет по спискам национально-религиозных партий. В налогообложении, социальной помощи, да и в гражданских судах в Израиле семьей считается пара, ведущая совместное хозяйство. Гражданские власти не особо интересуется, был ли заключен между ними брак в раввинате, церкви, загсе или же они живут без заключения брака. Государство Израиль признает почти любые браки, заключенные за границей, в том числе однополые, хотя отказывается признавать браки, заключенные в посольствах при рассмотрении заявки на предоставление вида на жительство иммигрантам. Браки у «неказенных» раввинов заключают люди, чья религиозная совесть не позволяет им жить без хупы, но они не хотят, чтобы государство узнало, что они создали семью. В первую очередь это безмужние женщины с детьми. Рон-Мория называет и другие категории, например, получатели общественного жилья в хостеле, могущие потерять его, если государство выяснит, что они больше не одиноки.
Многочисленные протесты в Израиле и за рубежом заставили генерального прокурора Израиля приказать полиции прекратить расследование в отношении Хайюна. Похоже, в ближайшее время раввинов не будут арестовывать. Однако и закон никто не собирается отменять. Израильское законодательство имеет много подобных норм, которые не соблюдает само государство. Например, законы о запрете коммерческой деятельности по субботам, имеющиеся во всех городах Израиля. Более того, израильская полиция обеспечивает порядок на противозаконных, по сути, мероприятиях вроде футбольных матчей по субботам.
Некоторые из этих законов приняли сами израильские законодатели, другие достались по наследству со времен Британской Палестины и Оттоманской империи. 19 июля с.г., спустя 70 лет с начала существования Израиля, депутаты Кнессета решили, что еврейский характер государства необходимо закрепить законодательно, подобно тому, как это сделали их соседи – арабские и исламские монархии и республики. И это наводит на определенные мысли о том, какое содержание может быть вложено в понятие «еврейское государство».
комментарии(0)