0
5582
Газета Вера и люди Печатная версия

18.07.2018 00:01:00

Литургия для трудовых мигрантов

Не найдя себя в исламе, уроженцы Средней Азии заполняют духовную пустоту православием

Тэги: рпц, богослужебная литература, катехизация, миссионерство, мигранты, перевод, экстремизм, свидетели иеговы, даниил сысоев


рпц, богослужебная литература, катехизация, миссионерство, мигранты, перевод, экстремизм, свидетели иеговы, даниил сысоев Московская программа «200 храмов» реализуется руками трудовых мигрантов. Фото Дмитрия Чеботаева/PhotoXPress.ru

Профессор Академии управления МВД РФ Павел (Хуршед) Нуманов – принявший православие таджик. Служащий в Кубанской епархии РПЦ епископ Ейский и Тимашевский Герман (Камалов) родом из Самарканда, до монашества он носил имя Алишер. В Подмосковье есть небольшие православные общины из трудовых мигрантов. Русская православная церковь летом с.г. активизировала работу по переводу на языки народов Средней Азии богослужебной литературы. Ближе к середине июля завершилась работа по переводу на таджикский язык православного молитвослова для новоначальных – мирян, которые только недавно уверовали и стали посещать храм.

В молитвослов вошли утренние и вечерние молитвенные правила и молитвы, которые каждый православный читает, когда готовится к причастию. Канонические тексты даны в адаптированном для новоначальных виде – с сохранением основных молитв, совершение которых не отнимет у человека много времени и, как выражаются в церковной среде, духовных сил. В книге есть необходимые начинающим христианам пояснения на таджикском языке, касающиеся последования литургии и того, что нужно делать мирянину перед причастием.

В задачах проекта – перевод на таджикский, узбекский и киргизский языки краткого издания «Катехизиса (изложения в форме вопросов и ответов догматов веры. – «НГР») Восточной православной церкви» авторства епископа Охридского Николая (Велимировича) (1880–1956). Книга сербского просветителя уникальна тем, что в ней в форме диалога простым языком объяснены сложные вопросы православного богословия. В «Катехизисе» есть вводный курс в библеистику: в частности, объясняется, какие книги Ветхого Завета называются вероучительными, а какие пророческими и чем одни отличаются от других. «Катехизис» Николая Сербского – учебное пособие в православных гимназиях, вопросы по книгам Ветхого Завета задают на экзаменах светским студентам-религиоведам. Готовятся к изданию на среднеазиатских языках брошюры «О чистоте веры (против распространяемых наговоров на христианство в исламской среде)», «Об истинности Священного Писания» и «Огласительные слова для обращающихся из ислама».

В среднеазиатских приходах РПЦ осталось очень мало верующих-славян, сказал «НГР» протоиерей Всеволод Чаплин – церковный публицист, настоятель московского храма Николая Чудотворца на Трех Горах. «В Душанбе ходят в храм только сотрудники посольства России и несколько русских стариков, которым некуда уезжать. Пора покончить с убеждением, что православную миссию можно вести только среди русских, украинцев и белорусов. Живущие в России трудовые мигранты из Средней Азии интересуются православием, появляются в православных храмах. С ними нужно вести диалог, и в этом диалоге не может не быть элемента миссии. Может быть, у новообращенных православных возникнут проблемы с их прежним окружением. Но и Христос говорил, что «враги человеку домашние его». По словам Чаплина, православная миссия среди уроженцев Средней Азии не отменяет давней политики РПЦ по поддержанию дружеских отношений с мусульманским духовенством и властями Средней Азии. «Священники в регионе никогда не занимались прозелитизмом. Прозелитизм – это когда «Свидетели Иеговы» (запрещены в России) нагло вламываются в дверь вашей квартиры. А наша миссия – когда в православный храм приходит человек другой культуры, задает вопросы, и мы обязаны ответить на них. Такие вопросы задают люди ищущие, которые сравнивали Библию и Коран, что-то знают об исламе, но прихожанами мечетей так и не стали. Если таджик или узбек после общения с нами твердо захочет принять крещение, то мы обязаны его крестить и дальше помогать ему расти во Христе. Конфликтов с местным обществом и даже элитами при этом, думаю, не избежать. Но Христос, апостолы, великие святые не искали комфортного служения».

«Азиатский» проект РПЦ осуществляется под патронажем Комиссии по миссионерству и катехизации Епархиального управления Москвы.Проект  зародился достаточно давно среди рядовых московских миссионеров, в том числе, из мигрантской среды, сказал НГР куратор проекта диакон Дионисий Гришков, руководитель центра социальной помощи мигрантам при храме Евфросинии Московской в Котловке. "Необходимость в переводе церковной литературы появилась, так как в Москве уже есть крещеные жители Средней Азии. Хочу устроить их первую встречу, организовать для них богослужение с элементами национальных языков. Для этого недавно перевели на узбекский и киргизский языки часослов, на таджикский - молитвослов. Нам приходится обращаться к помощи профессионалов переводчиков. Зачастую они - крещеные в протестантских общинах носители языка, После перевода текст проходит проверку у православных людей с богословским образованием и знанием языков Средней Азии» Все народы Средней Азии имеют свою христианскую историю. Но даже, если бы не не было, это долг Церкви - заботится об исполнении заповеди научить все народы», - сказал Гришков.

В Таджикистане привычное дело, когда этнические таджики не исповедуют ислам, сказал «НГР» юрист и правозащитник Иззатулло Амон. «Большинство таджиков-немусульман – это адепты «Свидетелей Иеговы». После обретения независимости в Таджикистане стали проповедовать западные миссионеры. Они и сейчас ходят по чайханам, базарам, квартирам. Раздают книги, приглашают к себе на беседу в офис. Самое привлекательное для людей – что они помогают бедным и дают простому человеку то, чего не могут дать власти страны – доступные всем и быстроходные социальные лифты. «Свидетели» отправляют таджика на учебу за рубеж, устраивают его на хорошую работу, обеспечивают ему и его семье достойную жизнь европейского стандарта. И родственникам, друзьям, землякам нет дела до того, мусульманин этот человек или нет. Таджикистан – светское государство, где пропаганда ислама запрещена, а официальные муллы у большинства населения не имеют авторитета. У нас давно говорят, что религия – как пища, какую пищу желудок принимает, такую еду человек и кушает». «Православие в Таджикистане вплоть до распада СССР ограничивалось ареалами пребывания русских переселенцев, – сказал «НГР» председатель общественной организации «Конгресс ираноязычных народов» Эрадж Боев. – Исповедующие православие таджики – преимущественно выходцы из таджикско-славянских семей, которые стали покидать Таджикистан в 90-е годы. Православные приходы остались в Душанбе и Худжанде, бывший Ленинабад. Православие хоть исторически не так укоренено в стране, как ислам, но для Таджикистана оно традиционная охраняемая государством религия». Эксперт сказал, что у властей Таджикистана с 90-х годов вызывает куда большее беспокойство «агрессивная прозелитическая деятельность «Свидетелей Иеговы» и новых религиозных движений, нетипичная для Русской православной церкви». «У мусульманской общины с православными никогда не было трений, поскольку РПЦ не занималась прозелитизмом среди таджиков. Массовое обращение таджиков в православие, разумеется, приведет к осложнениям, но до массовости, думаю, не дойдет. В Московской патриархии есть грамотные эксперты по межконфессиональному диалогу, по социокультурной адаптации мигрантов и вхождению их в российское общество. РПЦ находится в плотных рабочих контактах с мусульманскими общинами Средней Азии», – говорит Эрадж Боев.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Я отдаю остаток дней Бразилии

Я отдаю остаток дней Бразилии

Владимир Буев

Стараниями Астьера Базилио Булгаковский дом переместился в Рио-де-Жанейро

0
159
Мигранты штурмуют границы Европы

Мигранты штурмуют границы Европы

Дмитрий Тараторин

Минск заявляет, что сам стал заложником ситуации

0
1838
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
1906
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
2011

Другие новости