Одно из самых распространенных проявлений обскурантизма – отказ от вакцинации. Фото с сайта www.freestockphotos.biz
Новое исследование, выполненное в Отделе реабилитации и здравоохранения Университета Северного Техаса, посвящено тому, как религия оказывает влияние на определение нормы в сфере здоровья. В исследовании выделяется три уровня, на которых общины влияют на формирование представлений своих последователей о норме здоровья: скрытый, интерпретирующий и выборный.
На скрытом уровне поведение приверженцев того или иного вероучения, желающих сохранить религиозную идентичность, отражает лежащие в основе этой религии ценности, которые также определяют их поведение в выборе действий, направленных на здоровье. Предполагается, что религиозные заповеди предопределяют приоритет действий в области здоровья в рамках правил религиозной общины на трех уровнях: нормативном, принудительном и миметическом (подражательном). Нормативными правилами являются те, которые религиозные приверженцы приобретают от участия в типичной религиозной деятельности сообщества, их влияние корнями уходит в вероучение. Влияние нормативных правил проявляется во взгляде на состояние здоровья либо как на награду от Бога, либо как на его возмездие. Если община верит в Бога, щедро одаряющего здоровьем, то ее члены часто приписывают ему достижение благополучия и стремятся поддерживать здоровый образ жизни, охотнее обращаются за медицинской помощью. Если община видит Бога мстительным, то ухудшение здоровья рассматривается как кара высших сил. Верующие также могут винить себя за свое духовно оскверненное материальное тело, воспринимая его как объект боли и заслуженных страданий. В этом случае они менее склонны обратиться к врачу за помощью. Также на верующих могут влиять принудительные правила, когда они исполняют обязательные действия в соответствии с вероучением. В таких случаях приверженцев той или иной религии могут обязать отказаться от использования медицинских услуг, включая спасительные процедуры, такие как донорство крови и органов. Также верующие могут подчиняться миметическим правилам, то есть выполнять те действия по охране своего здоровья, которые совершают другие члены религиозной общины, даже если доктриной они не установлены.
На интерпретирующем уровне приверженцы могут быть мотивированы к примирению религиозных и светских общинных норм в области здравоохранения. Например, религиозное учение может иметь свои диетические рекомендации, соблюдение которых некоторые связывают с особым здоровьем группы верующих (евреев, христиан, мусульман) по сравнению с широкой общественностью. Например, верующие отказываются от алкоголя, так как религиозная традиция и ряд медицинских исследований подтверждают правильность подобного выбора. Однако верующие порой испытывают психологический диссонанс, им приходится вести поиск разрешения противоречий между конкурирующими ценностями традиции и личного здоровья. Так, некоторые нормы поведения, основанные на религии, приводят к гибели в результате отказа от проверенных методов лечения.
На выборном уровне верующие сочетают различные практики для удовлетворения различных потребностей, основываясь на индивидуальном выборе. Так, при физической боли и болезни человек обращается за помощью в больницу, но в случае нарушения психического здоровья он предпочитает разрешить проблему с помощью религии, занявшись медитацией, чтением молитвы, соблюдением поста.
Таким образом, соблюдение религиозных норм может способствовать как укреплению здоровья, так и нанесению ему ущерба. Оборотная сторона этой медали в последнее время все больше беспокоит работников здравоохранения в различных странах, особенно в тех случаях, когда речь идет о здоровье детей. Так, проведения жизненно необходимой операции порой приходится добиваться через суд. В 2017 году в Иванове медикам пришлось без согласия родителей сделать переливание крови школьнице. Также врачей беспокоят случаи отказа от вакцинации, в том числе и по религиозным причинам. Американская медицинская ассоциация уже давно осуждает право родителей на отказ от вакцинации по немедицинским причинам. Тем не менее 46 штатов позволяют отказаться от прививок по религиозным соображениям. В последние годы в религиозных общинах Северной Америки произошло несколько вспышек болезней, предотвращаемых вакцинацией. Так, согласно данным организации Verywell, предоставляющей надежные сведения от сертифицированных врачей и ученых, в 2014 году зарегистрировано 320 случаев кори в Британской Колумбии, которые были связаны с религиозной группой, называемой Реформатской конгрегацией Нидерландов. С этой же группой, традиционно отказывающейся от прививок, связана крупная вспышка кори (1226 случаев), которая произошла в Нидерландах в 2013 году.
Доктор Джон Грабенстейн в своем исследовании, посвященном отношению верующих к вакцинизации, опубликованном в журнале Vaccine, выявил, что большинство религиозных организаций не призывают к отказу от прививок. Напротив, они часто утверждают, что верующие не должны отказываться от иммунизации. Например, Грабенстейн обнаружил, что чаще остальных от прививок отказываются последователи «Христианской науки», тогда как на сайте самой организации нет возражений против прививок, а церковное руководство поддерживает иммунизацию. Изучая вероучения и сайты религиозных организаций, Грабенстейн пришел к выводу, что возражения против прививок, которые высказывает часть верующих, как правило, не основаны на вероучительном тексте или доктрине религиозной группы. Тем не менее в США растет число отказов от иммунизации по религиозным соображениям.
Исследовательский центр Pew также ранее проводил исследование, посвященное поддержке вакцинации со стороны различных категорий населения. Оказалось, что большинство религиозных групп поддерживают обязательную вакцинацию детей. Тем не менее 11% католиков, 10% белых представителей протестантского мейнстрима, 13% черных протестантов, 22% белых евангеликов и 21% остальных религиозных групп предпочитают, чтобы вакцинация детей была оставлена на усмотрение родителей. 6% белых представителей протестантского мейнстрима, 8% белых евангеликов, 10% черных протестантов, 13% католиков, 14% представителей остальных религиозных групп полагают, что риски от введения вакцин превышают пользу от них.
Вероятно, отказ от иммунизации может быть обусловлен подчинением миметическому правилу, когда происходит ориентация верующего на поведение других членов общины вопреки религиозной доктрине и указаниям лидеров церкви. И если общине свойственно отказываться от ряда медицинских услуг, в том числе и для детей, то в результате государствам приходится делать выбор между религиозной свободой и благополучием граждан.
комментарии(0)