0
4892
Газета Вера и люди Печатная версия

21.03.2018 00:01:00

"Аум Синрикё" на шаг приблизилась к эшафоту

Подпольная империя Сёко Асахары до сих пор не объявлена вне закона

Тэги: аум синрике, секо асахара, суд, зарин, терроризм, приговор, смерть, повешение


аум синрике, секо асахара, суд, зарин, терроризм, приговор, смерть, повешение Идеи Сёко Асахары продолжали распространяться и после того, как лидеры «Аум Синрикё» оказались за решеткой. Фото Reuters

Семеро адептов культа «Аум Синрикё», осужденных за теракт в токийском метро в 1995 году, переведены из токийской центральной тюрьмы в другие исправительные учреждения страны. Там над каждым должен быть исполнен приговор суда – смертная казнь через повешение. Своей смерти, назначенной судом, приговоренные ждут уже более 10 лет. Учитывая, что все осужденные аумовцы – пожилые больные люди, не исключено, что кто-то из них умрет своей смертью в тюремной камере. Не решен вопрос о применении смертного приговора по остальным аумовцам, которые ждут своей участи в тюрьмах страны.

Среди семи этапированных смертников – доктор медицины Масато Йокояма. По профессии терапевт, он работал в «минздраве» теневого правительства Асахары. Доктор Масато был одним из первых членов «Аум Синрикё», кто узнал о том, что лидер организации Сёко Асахара (настоящее имя Тидзуо Мацумото) планирует зариновую атаку в токийском метро. Масато вместе с Китадзаки Тоноекой распылял зарин на красной линии метро. В ходе процесса адвокат врача-убийцы по просьбе своего клиента доказывал суду: распыленные лично Масато дозы зарина якобы не повредили людям. Доводы защиты суд отклонил: на красной ветке, по данным Минздрава Японии, получили тяжелое отравление около 200 человек. Главой асахаровского «минздрава» был Хаяси Икуо – в прошлом успешный кардиохирург, оставивший в 1990 году практику, бросивший семью ради учения «Аум» и ставший фаворитом у Асахары. Хаяси Икуо принимал участие в разработке теракта и лично распылял зарин на зеленой ветке метро. Врач-убийца на эшафот не взойдет: за сотрудничество со следствием и чистосердечное раскаяние смертную казнь ему заменили пожизненным заключением. На виселицу должен пойти его однофамилец Хаяси Ясуда, «ветеран» «Аум» на момент совершения теракта в метро. По профессии инженер – специалист по искусственному интеллекту, Хаяси Ясуда увлекся учением «Аум» после того, как изучал в Индии йогу. К началу 1990-х годов он уже был в иерархии Асахары «человеком номер три», руководителем асахаровского «министерства науки». Из всех исполнителей теракта 20 марта 1995 года Хаяси был самым зрелым – ему в тот момент было 35 лет. Вместе с Сугимото Шигео он атаковал серую ветку метро. Установлено, что от отравления зарином там погибли 8 человек, 275 получили тяжелое отравление и другие травмы.

В списке семерых смертников есть очень значимая фигура в теневом «правительстве» Асахары. Это Ниими Томомицу, глава асахаровского «министерства внутренних дел». Ниими распылял зарин в паре с «министром здравоохранения» Хаяси Икуо. К повешению Ниими приговорен не только за теракт в метро. В секте Асахары «министр» Ниими слыл страшным человеком. В 1989 году он лично задушил адепта Асахары Судзи Тагучи за то, что тот собирался покинуть организацию. По его приказу в феврале 1989 года были застрелены адвокат Цуцуми Сакамото, который вел расследование против «Аум» и вызволял людей из этого сообщества, жена юриста Сакато Цуцуми и их годовалый сын. В июне 1994 года Ниими стоял за «репетицией» теракта в Токио – распылением зарина в городе Мацумото префектуры Нагано. В Мацумото от рук адептов «Аум» погибли семь жителей города. Трое оставшихся в живых до сих пор страдают от последствий тяжелого отравления и посттравматического синдрома. В 1994 году и до момента теракта в Токио Ниими по заданию Асахары участвовал в трех убийствах и нескольких покушениях на убийство. Судом в итоге было установлено, что шеф тайной полиции Асахары лично причастен к смерти около 30 человек. Когда Ниими судили в конце июня 2002 года, асахаровский «Гиммлер» был спокоен и даже улыбался. Речь Ниими на суде, как отметили японские журналисты, была сверхэмоциональной. Он заявил, что обладает высшей степенью духовного просветления. Следовательно, он невиновен, так как его действия нельзя оценивать с человеческой точки зрения. Ниими признался в инкриминируемых ему преступлениях. Но сам он их предпочел называть «актами самопожертвования» и «спасением людей». Он на протяжении процесса повторял, что до сих пор верен «учителю» Асахаре. В отличие от своего напарника по теракту в Токио Хаяси Икуо, заявившего на суде о своем раскаянии перед погибшими и их родными, Ниими сожалений не выразил.

С тайной полицией Асахары был связан еще один из семи этапированных накануне смертников – Кийохиде Хаякава, «министр созидания». Он приговорен к смерти, в частности, за организацию покушения на шефа Национальной полиции Японии Такадзи Кунимацу. Такадзи руководил операцией по розыску членов «Аум Синрикё» после теракта в токийском метро. 30 марта 1995 года, 10 дней спустя после теракта, шефа полиции тяжело ранил из пистолета человек в полицейской форме. Такадзи выжил, но орудия убийства не нашли. В качестве киллера суд поначалу выявил члена «Аум» Хасимото Сатору – участника расправы над семьей адвоката Цуцуми, которую санкционировал Ниими Томомицу. Хасимото участвовал в зариновой «репетиции» в Мацумото, а перед ней, между 1993 и 1994 годами, планировал аналогичный теракт в префектуре Яманаси. Хасимото приговорили к смерти в 2003 году, но его причастность к покушению на Такадзи доказана не была. Год спустя был арестован бывший член «Аум» Косуги Тосиюки, который заявил: в шефа японской полиции в 1995 году стрелял он по приказу «министра созидания» Хаякавы. На момент покушения Косуги был офицером полиции и, пользуясь этим, извещал «братьев» по «Аум» о действиях властей в отношении секты. По словам Косуги, накануне «министр» Хаякава в личной беседе поблагодарил его за помощь «Аум» и попросил сделать кое-что для «спасения человечества», а именно – убить шефа полиции Японии. Косуги в 90-х годах задерживался по делу о покушении на Такадзи Кунимацу, но его отпускали на свободу за недоказанностью улик. В мае 1996 года Косуги, еще будучи офицером полиции, солгал на допросе, сказав, что пистолет, из которого он стрелял в Такаджи, выбросил в реку Канда возле Токио. Пистолет не был найден, Косуги отпустили, но из полиции ему пришлось уволиться. Есть версия, что Косуги таким образом выполнял указанную выше просьбу Кийохиде Хаякавы – тормозил и разваливал как мог расследование преступлений «Аум».

Все семеро адептов-смертников были приговорены к смерти 10–15 лет назад. Всего по делу «Аум» к повешению приговорено 13 человек. С 90-х годов виновными признаны 109 членов «империи» «Аум». Главарь Сёко Асахара, приговоренный к повешению, остается в токийском «централе». Исполнения смертного приговора в Японии осужденные могут ждать годами. В 2012 году Асахара получил отсрочку исполнения приговора в связи с тем, что следствие по «делу «Аум» не завершено. В том же году была арестована адептка Асахары Наоко Кикути. Ее привлекли по делу о еще одной террористической акции «Аум» – взрыве самодельной бомбы в правительстве города Токио, случившемся в мае 1995 года, в ходе которого был тяжело ранен губернатор Токио Юкио Асима. Одной из целей теракта было отвлечь власти страны от расследования «заринового дела». Наоко Кикути была приговорена к пяти годам тюрьмы за то, что по приказу Асахары доставляла взрывчатые вещества для «адской машины», ранившей губернатора Токио. Но в ноябре 2015 года суд счел, что Кикути не знала, зачем «аумовцам» была нужна взрывчатка, и полностью оправдал женщину.

Этот случай – единственный оправдательный приговор за всю 23-летнюю историю «дела «Аум». Растягивает следствие по этому делу и многолетняя общественная дискуссия насчет возможности отмены смертной казни в Японии. Профессор Университета Киото Кацухико Того, бывший высокопоставленный японский дипломат, назвал «НГР» еще одну причину того, почему в «деле «Аум» до сих пор не поставлена последняя точка. «Прокуроры и судьи добивались вынесения безупречного вердикта. Для этого всем приговоренным к смерти фигурантам сохраняли жизнь, чтобы каждый из них мог дать признательные показания по своему эпизоду и по эпизодам других обвиняемых. К 2018 году все судебные слушания были завершены, и у властей больше нет необходимости оставлять в живых приговоренных к смерти фигурантов». Японский эксперт говорит, что «аумовцев» начнут вешать в ближайшее время и, возможно, кто-то из них уже мертв. «Есть мнение, что всех казнят в один день. Но власти будут это держать в секрете, поскольку опасаются общественных волнений и беспорядков, которые могут спровоцировать люди, которые еще верны Асахаре, но остаются на свободе. Деятельность «Аум Синрикё» в Японии по факту не запрещена. «Закон о предотвращении деструктивных действий, который действует у нас с 1952 года и строжайше карает за любую попытку общественно опасной коллективной деятельности, к «Аум» не применен, – добавил эксперт. – Многие политики объясняли, почему это так, но я не нашел ни одного убедительного объяснения».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Верховный суд требует оригинальных решений

Верховный суд требует оригинальных решений

Екатерина Трифонова

Расхождения в текстах протоколов становятся все более существенными

0
328
Приговор Трампу отложен, возможно, навсегда

Приговор Трампу отложен, возможно, навсегда

Геннадий Петров

Суд не решил, что делать, если осужденный – президент США

0
1709
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
2037
В Таджикистане судят зачинщиков госпереворота

В Таджикистане судят зачинщиков госпереворота

Виктория Панфилова

Громкий судебный процесс проходит за закрытыми дверями

0
2354

Другие новости