Клаус фон Штош получил премию из рук президента Ирана Хасана Рухани. Фото с сайта www.irna.ir
|
25-я церемония вручения Всемирной премии Исламской Республики Иран «Книга года», состоявшаяся 10 ноября с.г., преподнесла сюрприз. Учрежденной в 1993 году награды, присуждающейся за достижения в области исламоведения и иранистики, была впервые удостоена работа христианского теолога. Автор книги «Вызов ислама: христианские подходы» («Herausforderung Islam: Christliche Annaeherungen»), профессор Института католической теологии Падерборнского университета (Германия) доктор Клаус фон ШТОШ, задается вопросом: в какой мере христианин может воспринять учение пророка Мухаммеда, оставаясь верным христианской доктрине? О заблуждениях современного богословия и значении откровений Корана для христиан с теологом беседовал корреспондент «НГР» Павел СКРЫЛЬНИКОВ.
– То, что книга католического теолога получает высшую иранскую книжную премию, представляется ситуацией редкой. Так ли это на самом деле? Как ваша книга была номинирована?
– Насколько я знаю, христианский теолог впервые получает такую награду за исследование ислама. И то, что премией была отмечена именно моя книга, удивительно еще и потому, что ряд пассажей в ней предлагает интерпретации ислама, идущие вразрез с официальной иранской доктриной. Мне кажется, что награда досталась мне потому, что коллеги в Иране хорошо знакомы с моей работой и ценят ее. Я много лет общаюсь с иранскими товарищами и интеллектуалами.
– Часто ли вы бываете в Иране и поддерживаете ли контакт с иранскими теологами?
– Да, Иран я посещал много раз и переписываюсь с коллегами из университетов Кума, Мешхеда и Тегерана. Кроме того, я поддерживаю контакт и с коллегами-мусульманами в Германии. В настоящее время я вместе с моим мусульманским визави Муханадом Хуршидом работаю над книгой об Иисусе в Коране. Она станет первой совместной работой христианского и мусульманского авторов о Христе. Выход состоится в апреле, а за ним последуют переводы на английский, персидский и арабский языки.
– Аннотация к «Вызову ислама» называет два неправильных подхода христианской теологии к исламу: это исключительно религиозное наблюдение со стороны и пассивно-агрессивная апологетика христианства. Почему, на ваш взгляд, эти стратегии нельзя назвать удачными?
– Нейтральные наблюдения со стороны важны с научной точки зрения, но это – задача религиоведов, а не богословов. Теологи обязаны приводить результаты своих изысканий в соответствие с христианской доктриной. Проблема апологетической традиции христианских богословов в рассмотрении ислама заключается в том, что они слишком часто оказываются недостаточно честны и справедливы. Сегодня мы подходим к пониманию того, что нам необходимо христианское богословие, которое было бы чутким к исламу и волнующим его вопросам, не претендуя на религиозную гегемонию. Я думаю, что богословы нужны нам для того, чтобы строить мосты между религиями и культурами.
– Вы называете задачей христианской теологии определение тех границ, в которых христианин может принять откровения ислама, не предавая собственной веры. Но не станет ли такое принятие «культурной апроприацией» ислама? Встречались ли вы с критикой с таких позиций?
– В своей книге я пытался показать, какие вызовы для христианства несет ислам и чему христианство может у него научиться. Думаю, мои читатели понимают, что моя повестка – это не культурное присвоение ислама, а герменевтика понимания различий. По крайней мере за это меня до сих пор не критиковали, а мусульмане принимают мою книгу тепло.
– С другой стороны, довольно легко представить христианина, для которого ваша позиция превращает его веру в простую надстройку над исламскими истинами. Что бы вы ответили на такое обвинение, если бы оно прозвучало?
– Я бы ответил, что моя книга – об исламе, а не о христианстве. Я написал немало книг и о христианской доктрине – последняя, например, была посвящена Троице. Очевидно, что и она представляет вызов для ислама и что между этими религиями есть существенные различия. Но утверждение, что Коран не противоречит ортодоксальному христианству, не означает, что эти религии в основном говорят одни и те же вещи. Важные различия существуют, но непреодолимых противоречий между ними нет.
– Фигура пророка Исы широко используется и в христианском, и в мусульманском прозелитизме. В этом отношении труд богослова по строительству мостов между религиями может быть легко использован и в пропагандистских целях. Как, на ваш взгляд, можно это предотвратить?
– Видите ли, если рассмотреть изображение Иисуса в Коране, то становится очевидно, что оно существенно отличается от христианской точки зрения. Тем не менее я считаю, что даже оно не противоречит христианству напрямую. А значит, не будет отступлением от христианства признать возможность богооткровенности Корана. Но очевидно и то, что самых важных вероучительных аспектов христианства Коран не содержит. Поэтому я не вижу способов для использования Корана в христианском прозелитизме. В то же время Коран настолько пронизан уважением к христианству, что может быть прочтен и без попыток прозелитизма. Очевидно, что в пропагандистских целях можно использовать все, что угодно. Хотя если прочесть мою книгу в ее контексте – а такая возможность у иранцев вскоре появится, потому что готовится ее перевод на персидский язык, – то в пропагандистских целях ее использовать не выйдет: она написана в духе взаимопонимания, а не прозелитизма.
комментарии(0)