0
3408
Газета Вера и люди Печатная версия

21.02.2018 00:01:00

Иран принял христианский подход к "Вызову ислама"

Немецкий теолог считает возможным признание богооткровенности Корана

Тэги: клаус фон штош, ислам, христианство, теология, премия, иран, германия


клаус фон штош, ислам, христианство, теология, премия, иран, германия Клаус фон Штош получил премию из рук президента Ирана Хасана Рухани. Фото с сайта www.irna.ir

Клаус фон Штош получил премию из рук президента Ирана Хасана Рухани. 	Фото с сайта www.irna.ir

25-я церемония вручения Всемирной премии Исламской Республики Иран «Книга года», состоявшаяся 10 ноября с.г., преподнесла сюрприз. Учрежденной в 1993 году награды, присуждающейся за достижения в области исламоведения и иранистики, была впервые удостоена работа христианского теолога. Автор книги «Вызов ислама: христианские подходы» («Herausforderung Islam: Christliche Annaeherungen»), профессор Института католической теологии Падерборнского университета (Германия) доктор Клаус фон ШТОШ, задается вопросом: в какой мере христианин может воспринять учение пророка Мухаммеда, оставаясь верным христианской доктрине? О заблуждениях современного богословия и значении откровений Корана для христиан с теологом беседовал корреспондент «НГР» Павел СКРЫЛЬНИКОВ.


– То, что книга католического теолога получает высшую иранскую книжную премию, представляется ситуацией редкой. Так ли это на самом деле? Как ваша книга была номинирована?

– Насколько я знаю, христианский теолог впервые получает такую награду за исследование ислама. И то, что премией была отмечена именно моя книга, удивительно еще и потому, что ряд пассажей в ней предлагает интерпретации ислама, идущие вразрез с официальной иранской доктриной. Мне кажется, что награда досталась мне потому, что коллеги в Иране хорошо знакомы с моей работой и ценят ее. Я много лет общаюсь с иранскими товарищами и интеллектуалами.

– Часто ли вы бываете в Иране и поддерживаете ли контакт с иранскими теологами?

– Да, Иран я посещал много раз и переписываюсь с коллегами из университетов Кума, Мешхеда и Тегерана. Кроме того, я поддерживаю контакт и с коллегами-мусульманами в Германии. В настоящее время я вместе с моим мусульманским визави Муханадом Хуршидом работаю над книгой об Иисусе в Коране. Она станет первой совместной работой христианского и мусульманского авторов о Христе. Выход состоится в апреле, а за ним последуют переводы на английский, персидский и арабский языки.

– Аннотация к «Вызову ислама» называет два неправильных подхода христианской теологии к исламу: это исключительно религиозное наблюдение со стороны и пассивно-агрессивная апологетика христианства. Почему, на ваш взгляд, эти стратегии нельзя назвать удачными?

– Нейтральные наблюдения со стороны важны с научной точки зрения, но это – задача религиоведов, а не богословов. Теологи обязаны приводить результаты своих изысканий в соответствие с христианской доктриной. Проблема апологетической традиции христианских богословов в рассмотрении ислама заключается в том, что они слишком часто оказываются недостаточно честны и справедливы. Сегодня мы подходим к пониманию того, что нам необходимо христианское богословие, которое было бы чутким к исламу и волнующим его вопросам, не претендуя на религиозную гегемонию. Я думаю, что богословы нужны нам для того, чтобы строить мосты между религиями и культурами.

– Вы называете задачей христианской теологии определение тех границ, в которых христианин может принять откровения ислама, не предавая собственной веры. Но не станет ли такое принятие «культурной апроприацией» ислама? Встречались ли вы с критикой с таких позиций?

– В своей книге я пытался показать, какие вызовы для христианства несет ислам и чему христианство может у него научиться. Думаю, мои читатели понимают, что моя повестка – это не культурное присвоение ислама, а герменевтика понимания различий. По крайней мере за это меня до сих пор не критиковали, а мусульмане принимают мою книгу тепло.

– С другой стороны, довольно легко представить христианина, для которого ваша позиция превращает его веру в простую надстройку над исламскими истинами. Что бы вы ответили на такое обвинение, если бы оно прозвучало?

– Я бы ответил, что моя книга – об исламе, а не о христианстве. Я написал немало книг и о христианской доктрине – последняя, например, была посвящена Троице. Очевидно, что и она представляет вызов для ислама и что между этими религиями есть существенные различия. Но утверждение, что Коран не противоречит ортодоксальному христианству, не означает, что эти религии в основном говорят одни и те же вещи. Важные различия существуют, но непреодолимых противоречий между ними нет.

– Фигура пророка Исы широко используется и в христианском, и в мусульманском прозелитизме. В этом отношении труд богослова по строительству мостов между религиями может быть легко использован и в пропагандистских целях. Как, на ваш взгляд, можно это предотвратить?

– Видите ли, если рассмотреть изображение Иисуса в Коране, то становится очевидно, что оно существенно отличается от христианской точки зрения. Тем не менее я считаю, что даже оно не противоречит христианству напрямую. А значит, не будет отступлением от христианства признать возможность богооткровенности Корана. Но очевидно и то, что самых важных вероучительных аспектов христианства Коран не содержит. Поэтому я не вижу способов для использования Корана в христианском прозелитизме. В то же время Коран настолько пронизан уважением к христианству, что может быть прочтен и без попыток прозелитизма. Очевидно, что в пропагандистских целях можно использовать все, что угодно. Хотя если прочесть мою книгу в ее контексте – а такая возможность у иранцев вскоре появится, потому что готовится ее перевод на персидский язык, – то в пропагандистских целях ее использовать не выйдет: она написана в духе взаимопонимания, а не прозелитизма.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1573
Стрекозы в Зимнем саду

Стрекозы в Зимнем саду

Мила Углова

В свой день рождения Константин Кедров одаривал других

0
645
Багдад опасается войны в ливанском стиле

Багдад опасается войны в ливанском стиле

Игорь Субботин

Ирак мобилизует силы для отражения атак Израиля

0
1494
Ирану ставят в вину уход в "ядерное" подполье

Ирану ставят в вину уход в "ядерное" подполье

Игорь Субботин

МАГАТЭ фиксирует отказ Тегерана от сотрудничества

0
1988

Другие новости