Суд взялся за повторное рассмотрение дела Али Якупова, а сам Якупов – повторно обрушился на коммунистов. Фото со страницы Али Якупова в Facebook
В начале ноября в Курганскую область срочно прибыл сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов, глава Духовного управления мусульман азиатской части России (ДУМАЧР). Муфтий приехал в Зауралье, чтобы поддержать отстраненного от должности имама курганской городской мечети Али Якупова, которого судят более года за разжигание экстремизма в социальных сетях. Случай заурядный, и, если Якупова признают виновным, ему грозит не самый суровый приговор. Но, как предполагают некоторые эксперты, эпизод с Якуповым показывает: правоохранительные органы обеспокоены критической ситуацией, в которой оказалась мусульманская община одного из самых депрессивных регионов России.
Согласно материалам уголовного дела, просматривая в ночь на 5 ноября 2015 года социальные сети, имам Курганской мечети увидел в «ВКонтакте» ссылку на статью «В Китае могут посадить за ношение хиджаба и никаба», опубликованную на сайте «Голос ислама» – ресурсе, который базируется в Турции. «Пусть Аллах уничтожит китайских коммунистов за все зло и бесчестие, что они творят!» – прокомментировал Якупов, включившись в обсуждение публикации в соцсети. В начале 2016 года в доме у Якупова и городском татарском культурном центре «Туган тел» прошла серия обысков. Полиция изъяла у имама запрещенную в РФ исламистскую литературу – в частности, «Книгу единобожия» авторства основателя ваххабизма Мухаммеда ибн Абдуль-Ваххаба. Несколько книг нашли в холодильнике. В центре «Туган тел» изъяли три системных блока. На курганского имама завели уголовное дело по пункту «б» части 2 статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти или вражды с использованием служебного положения), в конце ноября 2016 года передали дело в Курганский городской суд.
В ходе длившихся около года слушаний в качестве экспертов выступали филологи – преподаватели вузов Курганской области, а также первый секретарь Курганского обкома КПРФ Василий Кислицын, который решил вступиться за коммунистов Китая. Лингвистическая экспертиза показала, что имам Кургана разжигал в соцсетях ненависть к социальной группе «коммунисты». Кислицын на суде сказал, что комментарий Якупова оскорбил и его лично: «Все коммунисты в мире одинаковы». Будучи филологом по образованию, Кислицын пришел к выводу, что высказывание Якупова носит экстремистский характер. «Вот если бы было написано: «Пусть Аллах покарает этих коммунистов», то я бы не обратил на это внимания. Но так как там было высказывание: «Пусть Аллах уничтожит…», то это заставляет прийти к выводу, что тут есть призыв к насилию, несмотря на то что Аллах не является политическим субъектом».
Али Якупов на протяжении процесса доказывал свою невиновность. Имам говорил, что раз комментарий был оставлен ночью, то его автор явно «неизвестный хакер», поскольку сам Якупов ночью в Интернете не бывает. «Все мои компьютеры и гаджеты были изъяты полицией, экспертиза не смогла установить, с какого устройства сделана запись», – заявил имам в ноябре 2016 года уральскому информагентству «Ura.Ru». По поводу найденных у него дома запрещенных книг имам не был столь четким. Один раз он заявил журналистам, что книги нашел в мечети и хотел их сжечь, а в другой раз пояснил, что читал эту литературу для разъяснения прихожанам. «Молодые люди спрашивают про войну в Сирии, задают другие вопросы», – цитируют Якупова уральские СМИ.
В апреле с.г. суд прекратил уголовное дело за отсутствием состава преступления. Но в июле областной суд отменил решение городской инстанции и взялся за повторное рассмотрение. В Facebook (аккаунт Якупова в «ВКонтакте» удален) имам устроил красочную заочную полемику с главой обкома КПРФ Кислициным. «Может, он и прав, утверждая, что нет разницы между китайскими и российскими коммунистами? – пишет Якупов. – Китайские коммунисты поддерживали камбоджийских коммунистов под руководством генерального секретаря Коммунистической партии Кампучии Пол Пота, которые успели за три года своей власти уничтожить свыше 3 млн человек. Мусульман в качестве наказания заставляли выращивать свиней, а пытавшихся возражать – расстреливали. Желает ли Кислицын повторения такого и в России?»
На заседании суда 7 ноября с.г. муфтий Нафигулла Аширов, свидетель cо стороны защиты, назвал Якупова «самородком, который бы мог работать в любой московской мечети». Аширов также сказал на суде, что «настоящих коммунистов уже не осталось».
На протяжении всего процесса над Якуповым исламистские сайты утверждают, что в Зауралье «идут гонения на ислам». В ходе повторного суда привлекли к ответственности по статье 282 некоторых учеников Якупова – прихожан городской мечети. За это время вскрылся факт, что Якупов и раньше привлекался за экстремизм. До назначения в 2015 году в Курган имам служил в селе Средняя Елюзань Пензенской области. В регионе он прослыл как хороший чтец Корана и активный проповедник. Пензенские следственные органы возбудили против имама уголовное дело за публичные призывы в мечети к уничтожению евреев. От суда его спас срочный перевод за Урал.
Появление Якупова в Курганской области привело к расколу в местной общине. До Якупова общиной руководил выходец из Таджикистана Зиедали Мизробов, рассказал «НГР» религиовед Алексей Минин, старший преподаватель кафедры социологии Курганского госуниверситета. «При Мизробове построили первую в городе соборную мечеть, открыли мечети в местных колониях строгого режима. Делегирование муфтием Ашировым в Курган пензенца Якупова в общине восприняли как насильственное свержение законной духовной власти. Но некоторой особо экстремистски настроенной части мусульман Якупов пришелся по нраву. Он моложе Мизробова – в этом году исполнилось 42 года, учился исламу в арабских странах, «дружит» с соцсетями. Еще он харизматичный проповедник, умело дирижирующий настроениями разгоряченной толпы. При Якупове, в 2015–2016 годах, в нашем регионе появился настоящий салафизм».
Эксперт считает, что правоохранители постараются довести дело Якупова до обвинительного приговора. «Наш регион один из самых бедных и депрессивных по России. Чиновники не возражают, если социальную работу на себя берут религиозные организации: и работы меньше, и для бюджета экономия. Однако, как я вижу, силовики не хотят допустить, чтобы попечение о курганцах брали на себя салафиты. Практика показывает: сегодня салафиты произносят проповеди, помогают нуждающимся, а завтра они пытаются захватить власть в местной общине», – утверждает эксперт.