0
8499
Газета Вера и люди Интернет-версия

15.02.2017 00:01:00

Кряшенами пожертвовали ради миссионеров

Тэги: кряшены, православные татары, рождественские чтения, ассимиляция, татарстан, православие, ислам, даниил сысоев


кряшены, православные татары, рождественские чтения, ассимиляция, татарстан, православие, ислам, даниил сысоев Кряшены утверждают, что обладают не только собственной культурой, но и литургическими традициями. Фото с сайта www.missiakryashen.ru

В очередной раз на повестке дня оказался вопрос о признании кряшен – тюркоязычного православного малочисленного народа, живущего в Поволжье и на Урале (о проблеме говорилось в материалах «НГ» от 14. 07.16 и 03.12.08). В начале с.г., как и в недавнем прошлом, актуальность кряшенского вопроса «выплыла» на волне скандала. Но в отличие от событий декабря 2013 года, когда об этом народе вспомнили в связи с поджогами православных храмов в кряшенских селах Татарстана, на этот раз тема возникла в более мирной, хотя и дискуссионной, ситуации.

Речь идет о недавно прошедших под эгидой РПЦ Рождественских чтениях. Кряшенам и их проблемам на этих чтениях была отведена особая секция. Наименование секции «Православные татары. История. Миссия. Будущее православия среди татарского народа» стало «первой ласточкой» скандала. Руководитель Кряшенской миссии Татарстана протоиерей Димитрий Сизов обратился с письмом-обращением, где заявил, что кряшены категорически не приемлют их смешения с православными татарами – теми представителями татарского народа, которые пришли к крещению из ислама, в первом или во втором поколении. «Кряшены – непризнанный в современной России отдельный этнос, который формировался под влиянием тюркского языка и православной веры в течение нескольких веков. До 1926 года кряшены признавались отдельным народом и в состав молодой советской России вошли в качестве самостоятельного народа. Сталинская политика по укрупнению этносов привела к потере кряшенами статуса отдельного народа. Кряшены были приписаны к татарам, – заявил Димитрий Сизов. – Верующие кряшены не против добровольного принятия татарами православной веры, так как «во Христе нет ни эллина, ни иудея». Но кряшены возмущены сознательным, беспринципным, если не сказать, наглым желанием использовать их в увеличении численности православных татар». Письмо Сизова было обращено прежде всего к православным по вере татарам Москвы – соучредителям и участникам «рождественской» секции по кряшенам. Заместитель председателя правления Организации кряшен Татарстана Людмила Белоусова обвинила православных татар в том, что те за счет кряшен стараются искусственно приумножить свою значимость.

Православные татары среди своих соплеменников-мусульман (особенно в Татарстане), по наблюдениям автора статьи, действительно считаются маргиналами. У массового татарского сознания, сформировавшегося в 90-х годах на волне возраставшего тогда татарского национализма, есть еще одна особенность: к «выкрестам» причисляются и кряшены, которых националистически настроенные татары считают «потомками татар, принявших православие из корыстных соображений после взятия Казани Иваном Грозным». С этой точкой зрения пересекается и внутреннее мнение многих православных татар. Кряшен там называют «керешен татарлар» (крещеные татары), или «старокряшены» («новокряшенами», то есть новокрещеными иногда именуют православных татар). К крещеным татарам в православной (а также в мусульманской) татарской среде причисляют также нагайбаков – православный по вере тюркоязычный народ, обитающий на Южном Урале и в Казахстане. Нагайбаки – в отличие от кряшен, признанные отдельным народом в России, как и кряшены, субэтносом татарского народа себя не считают, что, впрочем, не мешает многим татарским активистам и экспертам говорить о нагайбаках как о татарах, и никак иначе. В уставе Московской татарской православно-христианской общины (МТПХО) говорится: кряшены и нагайбаки, «будучи отдельными этническими общностями», в целом входят в «единую татарскую нацию». В эту нацию МТПХО включает также башкир, ногайцев и крымских татар, что уже является с научной точки зрения курьезом.

Ожидалось, что из-за татарского бэкграунда упомянутой секции Рождественских чтений кряшены объявят форуму бойкот. Но, по информации «НГР», после длительных и достаточно эмоциональных переговоров с организаторами – православными татарами на конференцию прибыли кряшенские представители – общественники, историки, священники. Тем не менее участников-некряшен было гораздо больше.

Руководитель медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов заявил на секции: «Есть исконные кряшены, а есть татары, недавно принявшие православие», тем самым подтверждая тезис, что разницы между двумя тюркскими народами нет. Татарский этногенез кряшен Обухов доказывал также тем, что «кряшенский язык похож на татарский», в Российской империи практически всех тюрок – от азербайджанцев до кумыков – именовали «татарами» и вместо национальной самоидентификации была вероисповедальная. «Раньше крещение воспринималось как русификация и отказ от своей национальности», – сказал Обухов, добавив, что такой архаический подход сохранился в татарском обществе по сей день, и поэтому многие татары «боятся переходить в православие или открыто об этом говорить из-за страха быть обвиненными в предательстве». Кряшенское и татарское православие Обухов видит как единый литургический организм, с татарским богослужебным языком.

Докладчики – представители православных татар, как и Обухов, доказывали тезис, что единое татарское православие снимет противоречия между кряшенами и татарами, поскольку корень противоречий лежит в вопросе вероисповедания, а не языка и культуры. Православная татарка из Москвы Юлия Жандарова, руководитель движения «Молодежь за жизнь», заявила, что в православной татарской общине Москвы «не делят православных татар на исповедующих веру в Христа в нескольких поколениях и крещеных в первом-втором поколении», то есть на «старокряшен» и «новокряшен». В докладе Жандаровой кряшены – это не субэтнос татарского народа, как у протоиерея Максима Обухова, а «этнически православные татары». Доля «этнически православных татар», по словам представительницы православных татар Москвы, – 30% от всего татарского населения России, но их численность якобы искусственно занижается националистическими силами в элите Татарстана. В схожем ключе выступил Сергей Сидоров, потомок христианского просветителя Татарстана XIX века протоиерея Василия Тимофеева. Сидоров указал, что христианство у тюрков Поволжья присутствовало с глубокой древности (задолго до монголо-татарского нашествия), но при этом докладчик также называл кряшен «татарами-христианами» – частью общей татарской нации.

Квинтэссенцией докладов на кряшенской секции стало постулирование идеологемы, что татары (включая «инкорпорированных» в татарскую нацию кряшен, башкир и т.д.) – второй по значимости государствообразующий народ в Российской Федерации, а сама Россия – правопреемница Золотой Орды. Эти положения, считают докладчики, должны быть утверждены в нормативных актах РФ в ближайшей перспективе.

Своеобразным апофеозом обсуждения стало предложение канонизировать известного своей прозелитской деятельностью среди мусульман России протоиерея Даниила Сысоева, убитого в ноябре 2009 года. Кряшенский вопрос обсуждался в храме апостола Фомы на Кантемировской – месте, где Сысоев служил и где был убит. Личность Сысоева встала во главу угла не случайно: его мать – крещеная татарка. При жизни миссионера многие исследователи отмечали: Сысоев, неплохо знавший этнокультурную конъюнктуру Татарстана, намеренно объединял кряшен и православных татар, чтобы использовать их как авангард в христианизации мусульман России, прежде всего татар-мусульман.

Как рассказал «НГР» участник «кряшенской» секции Аркадий Фокин – историк из Казани, ветеран кряшенского движения Татарстана, происходящее на секции в кряшенском сообществе восприняли как «провокацию». «Православные татары Москвы, как только они сгруппировались вокруг храма Святого апостола Фомы на Кантемировской еще при жизни Даниила Сысоева, стали весьма агрессивно рекрутировать в свои ряды всех имеющих мало-мальское отношение к татарам, а именно, всех тюрок, от ногайцев до крымских татар, – заявил Фокин. – Но кроме новообращенных православных из татар-мусульман, к православным татарам Москвы никто присоединяться больше не захотел. Тогда они обратили внимание на кряшен, идут как бульдозер, потому что им не хватает ни знаний, ни аргументов. Суть кряшенского вопроса – предоставление кряшенам статуса самостоятельного народа с самоназванием (этнонимом)  «кряшены» и никаким иным. Нагайбакам, казачьему сословию кряшен, такой статус предоставлен. Уже одно это показывает некорректность заявлений устроителей конференции и многих выступавших на ней, огульно включавших нагайбаков и кряшен в целом в состав «крещеных татар», вымышленных ими «керешенов» и православных татар. Наш народ исторически и психологически не тяготеет к какому-либо объединению с татарами, что, в частности, было доказано учеными из Института этнологии и антропологии РАН». Фокин при этом добавил: «Есть подозрение, что вряд ли православные татары на Рождественских чтениях стали бы выступать с этой своей инициативой самостоятельно». Это мнение собеседника «НГР» весьма актуально в свете разгоревшегося в январе скандала вокруг хиджабов в школах татарских сел Мордовии.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1660
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1035
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
749
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1024

Другие новости