0
4737
Газета Вера и люди Интернет-версия

01.06.2016 00:01:00

Интимное отношение к церковным догматам

Тэги: интим, уминский, семья, либералы, димитрий смирнов, карнеги


Протоиерей Алексей Уминский не считает интимную жизнь чем-то низменным. 	 Фото с сайта www.trinity-church.ru
Протоиерей Алексей Уминский не считает интимную жизнь чем-то низменным. Фото с сайта www.trinity-church.ru

В последние год-два все более популярными становятся мероприятия, в которых академические ученые и либеральные журналисты обсуждают различные проблемы общества и его религиозного измерения совместно с православными клириками и представителями различных церковных изданий. Ситуация складывается двусмысленная: одни по роду своей профессии очень хорошо знают, как все есть на самом деле, а другие – как все должно быть, одни обращаются к эмпирической действительности, как бы они ее ни интерпретировали, другие – к Священному Писанию и Преданию, авторитету отцов Церкви и Вселенских соборов. Казалось бы, как здесь случиться диалогу? Однако когда внезапно оказывается, что большая часть ученых и журналистов – тоже христиане, и притом тоже либеральные, а меньшая согласна говорить на языке большинства, все складывается как нельзя лучше, хотя и кажется немного странным.

В Московском центре Карнеги состоялся семинар в рамках программы «Религия, общество и безопасность», на котором протоиерей Алексей Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах и популярный у столичной интеллигенции церковный публицист, прочел доклад о христианской семье и высказал свою позицию в отношении тех проблем, которые подстерегают ее в дебрях современной церковной практики и теории.

Священнослужитель начал свое выступление с выдержки из «Основ социальной концепции РПЦ», в которой речь шла о том, что семья является основой здорового общества, формирует гражданственность, уважение к своему народу, истории и предкам. Он обратил внимание на то, что представленное в документе видение семьи является исключительно социальным, а не богословским, и что в церковной среде сейчас фактически не встретишь ни подлинно церковного, ни хотя бы здравого представления о семье, которое опиралось бы на реальный пастырский опыт.

В частности, докладчик раскритиковал популярное сейчас в церковных кругах убеждение, что целью создания семьи является деторождение – и только. Такую точку зрения неоднократно высказывал, например, протоирей Димитрий Смирнов, глава патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства и заочный оппонент спикера на протяжении всего его выступления: Бог создал человека по своему образу и подобию как «троицу» – мужчину, женщину и дитя. Без детей брак, говорит Смирнов, неполноценен. Уминский, напротив, полагает, что цель семьи – это реализация библейского закона и христианской любви, потому что в словах «нехорошо быть человеку одному» (Быт 2:18), с которыми Бог сотворил женщину, ни о каких детях речи нет. Характерно, что Смирнов приводил в подтверждение своего мнения ту же цитату, а в другом своем выступлении говорил, что многодетная мать – это «самый ответственный человек, который препятствует исчезновению нашего народа с лица земли».

Очевидно, что здесь мы видим две почти что взаимоисключающие позиции: идентифицирующую Церковь с государством, а государство – с обществом, в перспективе которой семья предстает исключительно как «производитель», и более специфически религиозную, которая пытается представить некую антропологическую концепцию человека как существа семейного и церковного. Уминский считает, что поскольку семья – это «малая Церковь», то в стремлении человека создать семью антропологически заложена церковность.

Далее докладчик коснулся проблемы интимных отношений в христианском браке. Здесь примечательно либеральна сама постановка вопроса: священнослужитель посчитал возможным говорить только о христианской семье и христианской жизни в ней, а не клеймить за блуд, растление и разложение весь современный мир и сетовать на разрушение брака, чем грешат многие миссионеры РПЦ. Он подверг критике тех пастырей, которые в своих проповедях объявляют близость всего лишь печальным и неприличным способом продолжения рода, однозначно греховным в любом другом случае, и приводил цитаты из апостола Павла, отцов Церкви и постановлений Соборов, которые единодушно рассматривали интимную жизнь вне контекста деторождения. Если вернуться к идеям Смирнова, то он, напротив, обозначает половые отношения исключительно как «родовую жизнь», которую надо раз и навсегда прекратить, если не хочешь иметь детей, потому что она предназначена только для этого, а все остальное – грех и мерзость.

Еще одной серьезной проблемой является церковный брак: сегодня Церковь благословляет только зарегистрированные браки, однако многие христиане не хотят регистрироваться в государственных органах, не видя в этом смысла, но желая при этом жить церковной жизнью. С другой стороны, в церковных правилах благословения брака существует ряд странных моментов вроде возрастного ценза (70 лет для мужчин, 60 – для женщин) или о недопустимых степенях родства по линии свойства, так что два брата не могут жениться на двух сестрах. Не совсем ясно, что делать со смешанными браками: венчание считается допустимым в том случае, если один из супругов – католик или лютеранин, но как быть с иудеями, мусульманами, атеистами?

В проекте документа Межсоборного присутствия РПЦ «О церковном браке» не выработано внятного понятия брака, зато представлен пространный список случаев, в которых его можно расторгнуть (подробнее в «НГ» от 13.08.15). В реальности «церковный развод» принимает все больший масштаб, говорит Уминский, однако в теории его просто нет: есть разрешение на повторный брак, которое может выдать любой архиерей. В особенности докладчик критиковал тот пункт документа, который гласит, что бесплодие одного из супругов может служить основанием для отказа в заключении брака или развода, хотя нам представляется скорее, что это не промах, как считает священнослужитель, а осознанная позиция ратующих за «чадородие» авторов документа. Тот, кто не может иметь детей, по логике консервативных клерикалов, должен не вступать в брак, а быстренько принять монашество, чтобы не жить во грехе.

Некоторое время после доклада было уделено вопросам и дискуссии, однако большая часть реплик докладчика сводилась к позиции «за все хорошее против всего плохого». На вопрос о домашнем насилии Уминский ответил, что оно недопустимо. Контрацепцию неабортивного принципа действия следует оставлять на совести супругов. Церковь должна помогать беременным женщинам и молодым матерям, что и делается, например, в Хабаровской епархии под управлением митрополита Игнатия (Пологрудова). Однако до тех пор, пока «мейнстримом» в церковной среде остается позиция протоиереев Димитрия Смирнова, Артемия Владимирова или Андрея Ткачева, мысли о том, что «ломать жену об колено», в сущности, не стоит, останутся достоянием небольших собраний изысканной публики.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1147
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2975
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2090
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1662

Другие новости