На фото храм Св. Марии на Большой Конюшенной. Фото с официального сайта прихода
Для культурных учреждений участие в «Ночи музеев» – это всегда переход из режима камерной и неспешной созерцательности в режим массовой зрелищности и развлекательност
В число 19-ти новых участников «Ночи музеев» в этом году вошли сразу три христианских церкви: храм Св. Марии на Большой Конюшенной, православный собор Феодоровской иконы Божьей Матери на Миргородской улице и лютеранская церковь «Петрикирхе» на Невском пр.
В отличие от музеев, где экспозиции предопределены исторической или социо-культурной тематикой и набором артефактов, представленных, как правило, в ретроспективе, у храмов возможности визуального и акустического воздействия на посетителей безграничны. Сюда можно отнести не только интерьер и его наполнение: фрески, иконы, фотографии, но и внешний вид здания с особенностями архитектуры, с драматургией строительства, советского разрушения и постсоветской реставрации. Совершающиеся в храмах богослужения – это тоже синтез искусств, если вести речь об органной музыке или пении православного хора. Кроме всего прочего церкви – это еще и ресурс гостеприимства, столь необходимого для участников ночного музейного марафона. Например, только религиозные организации, не стесненные жесткими требованиями контролирующих инстанций, могут по приемлемым ценам предложить посетителям снедь и напитки. Однако между протестантскими и православными храмами есть различие во внутреннем устройстве: в первых основная часть молитвенного помещения занята рядами скамеек, в то время как у вторых если и есть какие-нибудь сиденья, то они расположены вдоль стен. Протестантские храмы в этом смысле оказались типологически сходными с концертными залами классической музыки: стулья, орган и лишь одна возможная роль для посетителя – режим слушателя. Разница в объемах и возможностях каждого храма сказалась на предлагаемой посетителям программе.
Церковь св. Марии
Лютеранская церковь св. Марии работала в сокращенной режиме с шести до одиннадцати вечера. Гостей ожидала краткая экскурсия по храму и галерее, угощение в трапезной и концерт из произведений для органа, скрипки и вокала. За время работы церкви ее посетили около трех тысяч человек. Из-за дождя и тесноты прохода организаторы отказались от проверки билетов и просто распахнули двери для всех прохожих. Объективная невозможность организовать мастер-классы с интерактивными зонами и традиционный для протестантов визуально скромный интерьер неизбежно выдвигали на первый план звучащее слово. Впрочем, промокшие и уставшие туристы были только рады такому познавательному отдыху. Подробный рассказ настоятеля об истории прихода сменился концертом, который предсказуемо должен был состоять из органных произведений. Но только в «Ночь музеев» в пространстве церкви можно было услышать Баха и американские спиричуэлс, Шнитке и джазовые композиции.
Петрикирхе
В расположенный рядом лютеранский собор Петра и Павла (Петрикирхе) за ночь пришло около 7 тыс. посетителей. Из всех церквей лютеранский храм был единственным с 12-ти часовым расписанием работы. Нахождение в храме даже полутысячи человек было бы проблематичным, если бы организаторы не продумали бы с ювелирной точностью маршрут передвижения. На ступенях собора стояло фортепьяно. С одной стороны, развлечение на потребу публике и профанация «святого места», с другой стороны, переключение внимания вынужденно мокнущих под дожем людей в очереди. Внутри собора первой точкой остановки была музейная экспозиция «Немецкий квартал». Высокое качество полиграфических материалов, как на стенах, так и в виде листовок и брошюрок, соотносилось с детализированной историей русских немцев. Проблему организации потока людей и его дробления на группы организаторы решили при помощи квеста. Вроде бы тоже профанация: впишите правильно имена ученых, количество евангелистов на фасаде и потом получите приз. Но именно этот прием позволил людям вдумчиво читать тексты на стендах, неспешно передвигаться по экспозиции и затем так же степенно переходить в другую интерактивную зону. Поскольку поток посетителей действительно был огромным, то большую роль в организации передвижения людей сыграли вроде бы такие мелочи, как буфет и мастер-класс по росписи марципана. Вдоль очереди к следующей экспозиции периодически проходили официантки и приглашали всех в кафе, способствуя, таким образом, перетеканию части посетителей в свободное пространство. В церковной трапезной тоже было на что посмотреть. Традиционные для немецкой кухни блюда готовили немецкие повара: молодые люди атлетического телосложения с интеллигентными лицами – для России довольно редкий культурный тип. Из-за технических проблем кто-то из поваров переусердствовал с жаровней, поэтому полчаса все здание оказалось пропитанным запахом жареных сосисок. Характерно, что затем в отзывах многие посетители с негодованием обращали внимание именно на эту деталь, а не, допустим, на мелодии советской и современной эстрады, исполняемые молодежью на фортепьяно на ступенях собора.
Организаторы максимально использовали многоуровневость здания, включив в маршрут катакомбы с выставкой произведений современного искусства. Предпоследней точкой передвижения стал церковный зал с привлекательными для уставших туристов скамьями. В добавление к непрерывно длящемуся органному концерту организаторы добавили использование концепта света. Зал освещался только свечами в алтарной части. Уже при выходе через вспомогательные помещения желающие могли принять участие в командном космическом квесте «Кеплер 22. 2».
Феодоровский собор
Православный храм Феодоровской иконы Божьей матери располагается вдали от туристического эпицентра, поэтому за пять часов работы по сокращенному графику его посетили только 1200 человек. Феодоровский собор представляет из себя целый комплекс из верхнего и нижнего храма непосредственно самого собора, отдельно стоящую часовню Новомучеников и здание просветительског
С долей условности к религиозным организациям, принимавшим участие в «Ночи музеев», можно отнести Некрополь мастеров искусств и Лазаревское кладбище Музея городской скульптуры. Функциональная однозначность пространства, где расположены только надгробия с именами и датами, казалось бы, не оставляла места для познавательной интриги. Но оказалось достаточно всего лишь поворота к геологической истории материала для надгробий (гранита, мрамора, известняка), и перед посетителями открылась картина космического масштаба: путешествие нескольких тонн мрамора к невским берегам из Италии проходило еще и через миллионы лет геологических эпох, с попутным втягиванием в текстуру материала ракушек и простейших микроорганизмов. После такой перефокусировки внимания ожил даже асфальт под ногами. Прием максимального расширения информационного объема на примере простого надгробия удачно сочетался с использованием условий естественного освещения – сумерками Белых ночей.
Ночь открытых дверей
Из трех христианских храмов обыграть в своей программе концепт «Самые первые» удалось, пожалуй, только Петрикирхе, где центром экспозиции был «Немецкий квартал» с общей идеей того, что именно российские немцы были первопроходцами во многих областях общественной жизни. «Светские» музейные площадки предпочитали семантический перенос со слова «первый» на «эксперимент». Например, в Капелле музейный марафон заканчивался программой «С первым лучом солнца», обыгрывавшей время суток (5 часов утра) и дуэльную тематику («Потух огонь на алтаре»). Звучавшие в исполнении В. Соловьева-Седого стихи Пушкина сопровождались новаторским дуэтом органа и аккордеона.
Для храмов, для которых «ночь открытых дверей» уже является экспериментом, концепт «Самые первые» был реализован больше как попытка синхронизировать имеющиеся ресурсы, состоящие из потенциала интерактивности наличного пространства, уникальности интерьера, инфраструктуры гостеприимства и логистики туристических потоков. Храмы-участники разрабатывали программу в расчете на «самых первых» посетителей, никогда не бывавших в протестантских или православных храмах.
Как показала прошедшая просветительская акция, музейно-экспозиц