0
5821
Газета Вера и люди Интернет-версия

03.02.2016 00:01:00

Боевики не щадят ни суннитов, ни алавитов, ни христиан

Антон Евстратов

Об авторе: Антон Геннадиевич Евстратов – политолог.

Тэги: сирия, латакия, алеппо, кесаб, война, беженцы, алевиты, сунниты, армяне, джебхат аннусра


сирия, латакия, алеппо, кесаб, война, беженцы, алевиты, сунниты, армяне, джебхат ан-нусра Харун Дииб – один из немногих выживших жителей алавитского села Блута. Фото автора

Сирийка Манар бежала в Латакию из оккупированного боевиками «Джебхат ан-Нусра» (запрещенная в России террористическая группировка) Алеппо. Сейчас 25-летняя женщина работает в местном ресторане, чтобы заработать на пропитание двоих своих детей. Еще до войны Манар развелась с мужем, поэтому надеяться ей приходится только на себя.

«В Алеппо я жила именно в том районе, где квартировалось значительное число террористов. Я мусульманка, причем суннитка, всегда ношу хиджаб, но они требовали еще большей закрытости, постоянно издевались и угрожали. Женщине выйти на улицу при «Джебхат ан-Нусра» было проблемно. Унижение – не самое худшее. Со словами «Аллах акбар» любой боевик мог просто взять вас за руку и увести с собой в качестве жены. Такое случилось со многими девушками! Зачастую просто воровали и насиловали». Рассказывая это, Манар не может сдержать слез.

Не менее страшна была жизнь под властью боевиков тех, кого хотя бы гипотетически подозревали в сотрудничестве с государством либо в сочувствии правительству Башара Асада. Этих людей убивали, пытали, а дома их разрушали – причем, по словам нашей собеседницы, иногда минометами. После этого боевики заявляли, что здания уничтожены огнем правительственной артиллерии.

Власти Сирии организовали гуманитарный коридор в Алеппо через блокпост в районе Бестан Касар. Однако боевики заблокировали эту «артерию», попросту изымая все ценные грузы, предназначенные для мирного населения. «В городе нельзя было хлеба достать! Это неудивительно, учитывая, что в Бестан Касар постоянно гибли люди от пуль снайперов – боевики не только морили голодом, но и расстреливали мирное население! Потом эти смерти тоже сваливали на государство», – продолжает женщина.

Правительственная армия развивает наступление в провинции Латакия.	Фото Reuters
Правительственная армия развивает наступление в провинции Латакия. Фото Reuters

«Несколько домов в городе «Джебхат ан-Нусра» превратила в тюрьмы, – продолжает Манар. – Те, кто подозревался в недостаточной приверженности идеям джихада, содержались там, подвергаясь пыткам и унижениям. Государственных тюрем и полицейских участков, имевшихся в городе ранее, уже не хватало. Масса задержанных была слишком велика».

Все это заставило нашу собеседницу бежать из города, что удалось ей не без труда. Она нашла пристанище в Латакии, где правительство реализует ряд программ помощи вынужденным переселенцам. Кроме того, Манар, в отличие от тысяч других людей, спасшихся из районов салафитской оккупации, смогла найти работу. Стоит отметить, что она – суннитка, однако в алавитской Латакии чувствует себя гораздо комфортнее, чем в салафитском Алеппо. Это ярко опровергает претензии исламистов к Башару Асаду, касающиеся «неполноправного» положения суннитского большинства по отношению к алавитскому меньшинству. Даже недавнее освобождение Алеппо правительственными войсками не может заставить женщину вернуться домой – огромное количество домов разграблено, в городе почти нет электричества, серьезные проблемы с отоплением, а все родственники Манар вынуждены были, так же как и она, бежать в другие части Сирии.

Тем не менее женщина уверена в том, что правительству удастся достичь победы над экстремистами: «После этого мы снова станем одной страной – шииты, сунниты, алавиты, христиане. Между нами не было и нет разницы».

Столь же уверена в положительном исходе сирийского противостояния армянская семья Бадржикянов из города Кесаб. Ее глава, Акоп, с оружием в руках в составе отряда ополченцев освобождал свой город от оккупации «Джебхат ан-Нусра». По его мнению, кризис в Сирии – не дело рук граждан страны: «В моем доме в период оккупации жили боевики из Туниса, а вообще в нашем городе были иорданцы, афганцы, чеченцы и многие другие. Огромную роль сыграла в нашем горе и Турция. Когда «Джебхат ан-Нусра» захватила Кесаб, вместе с салафитами в город ворвались целые подразделения турецкого спецназа. От нового геноцида армянское население города спасли местные мужчины-ополченцы, которые вступили с бандитами в бой, дав возможность населению уйти. Однако, захватив Кесаб, турки привезли жителей своих окрестных селений, которые погрузили все, что было у нас ценного, в грузовики, прицепы тракторов и повозки и просто вывезли в Турцию».

«Особенно страдали от действий исламистов и турок центры армянской культуры Кесаба – наши церкви. Когда я, уже после освобождения города, приехал сюда служить, я увидел лишь голые стены, оставшиеся от некогда цветущего храма, – говорит священник Армянской протестантской церкви Жирайр Газарян. – Оккупанты хотели не просто лишить нас материальных ценностей, но и отнять нашу историю, нашу культуру».

Сейчас Кесаб, как и Алеппо, освобожден, однако на восстановление города уйдет немало сил. Армянское население вернулось сюда и готово не только жить на своей родине, но и защищать ее от врагов.

А алавиты села Блута, расположенного лишь в нескольких километрах от недавно павшего оплота исламистов города Сальмы, до сих пор оплакивают своих родных и близких. Около 200 жителей села было вывезено в Саудовскую Аравию, и до сих пор от них нет никаких вестей. Остальные крестьяне лишились жизней. «Салафиты заходили в дома и расстреливали мужчин. Просто приказывали женщинам и детям отвернуться… и звучали выстрелы. Спаслись только старики и те, кто понял, в чем дело, и бежали из деревни в долину. Таких мало было… Они почти всех из нас вырезали», – рассказывает 78-летний Харун Дииб. Старику повезло – его убивать не стали из-за возраста. «Мы ждем победы, ждем, что наши братья вернутся из плена, говорят, их в Саудовскую Аравию продали… И надеемся на армию и российских летчиков», – вздыхает Харун.

Так выглядит современная Сирия глазами суннитов, алавитов и армян-христиан – людей разных вероисповеданий, социального положения, родов занятий и даже национальностей, но граждан одной страны. Нанесенные войной раны будут кровоточить в Сирии еще долго, возможно, не все пережитое забудется. Однако население страны верит в установление мира, вопреки всему происшедшему ждет нарушенного салафитской экспансией согласия и примирения общин.

Латакия–Кесаб–Блута



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1037
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1283
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1169
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1159

Другие новости