Основатель «Соока Гаккай» Макигути Цунэсабуро (сидит) и его преемник Тода Дзёсей. Фото с сайта www.tmakiguchi.org |
Японское необуддийское движение «Соока Гаккай» подвело своих политических союзников. Партия «Комейто», которую контролирует религиозная организация, входит в коалицию с Либерально-демократической партией Японии. Теперь же она отказывается поддержать позицию правящей партии по поводу законопроекта, позволяющего Японии оказывать военную помощь союзным государствам в случае нападения на них. Активисты организации планируют передать лидеру «Комейто» Натсуо Ямагути петицию, в которой требуют от партийного руководства воздержаться от поддержки нового законопроекта. «Идея наращивать способности к устрашению через использование военной силы идет вразрез с мирным характером учения «Соока Гаккай», – говорит активист организации Тацуси Амано, добавляя, что не знает, за какую партию будет голосовать в следующем году, если руководство «Комейто» не изменит позицию относительно законопроекта. С учетом количеста последователей «Соока Гаккай» это был бы нежелательный поворот для Либерально-демократической партии Японии.
Необуддийское движение «Соока Гаккай» было основано в 1930 году Макигути Цунэсабуру, корни учения уходят в буддийскую японскую традицию Нитирэн. Идеи буддизма Нитирэн просты и в отличие от ориентированных на аристократию и военное сословие школ «Тэндай» и «Риндзай» (дзен-буддизм), привлекали простых людей. Основным объектом почитания последователей буддизма Нитирэн является Лотосовая сутра, а главным мотивом учения – ориентированность на процветание в этой жизни и прозелитизм. В то же время уже в императорской Японии Нитирэн демонстрировал оппозиционность милитаризации японской действительности. В XII веке в Японии периода Камакура (1185–1333) происходили столкновения между несколькими самурайскими кланами, официальной религией государства был дзен-буддизм, а Нитирэн призывал к закрытию государственных монастырей.
«Соока Гаккай» с японского языка переводится как «созидание педагогических ценностей». Что неудивительно, ведь основателями движения были преподаватели и учителя, стремившиеся изменить систему японского образования, направленную на механическое зазубривание материала, сделав процесс обучения более творческим. Первоначально «Соока Гаккай», являясь результатом слияния модернистских просвещенческих идей и традиционной религиозности, была светским ответвлением Нитирэн, а в членах организации состояло всего 60 человек.
В 1940 году милитаристское правительство Японии издало закон, согласно которому все религиозные течения в стране должны были поддерживать государственную религию Японии – синтоизм. Макигути Цунэсабуро отказался отступить от своего учения, был арестован и умер в заключении от голода.
Из всех членов движения Макигути только один Тода Дзёсей отказался оставить свои убеждения и последовал в тюрьму за своим учителем. Именно тогда и произошло перераспределение духовного и светского компонента в движении. После выхода из тюрьмы и банкротства движения Тода решил, что должен возродить «Соока Гаккай», начав кампанию активного прозелитизма. Обнаружив, что подобные акции помимо новых сторонников создают и новых врагов, Тода обратился к улучшению имиджа организации, объявив, что Лотосовая сутра, почитаемый свиток с именами бодхисаттв, – это «машина по производству счастья», уникальный механизм, который позволяет своим владельцам быть успешными в земной жизни. «Я рекомендую вам копить богатство в этой жизни, чтобы в следующем перерождении вы родились в семье с пятью кадиллаками», – наставлял Тода. Ориентация на успех и процветание послевоенной Японии дало великолепный эффект. Ставший после смерти Тода Дзёсея главой движения Дайсаку Икеда организовал политическую партию «Комейто» и учредил офисы в других странах.
На сегодняшний день «Соока Гаккай» является не только крупнейшей религиозной организацией Японии, но и самым массовым религиозным движением в истории страны, в котором, по разным подсчетам, насчитывается от 8 до 14 млн человек в самой Японии и около 1,5 млн последователей в 192 других странах, включая Россию. В 1980-х годах Икеда посчитал, что важно развивать внешнеполитический вектор в деятельности «Соока Гаккай», и в апреле 1981 года организация стала членом Управления верховного комиссариата ООН по делам беженцев.
«Соока Гаккай» имеет четкую вертикальную и горизонтальную иерархию. Вертикаль власти выстраивается от почетного президента к низовым рангам, горизонтальная сеть организована по принципу возраста, пола, семейного положения. Самыми крупными ячейками являются «Подразделения будущего», в которые входит молодежь до 18-летнего возраста, затем следуют подразделения «Молодых женщин» и «Молодых мужчин», включающий возрастной промежуток от 18 до 40 лет, а для женщин – до того момента, как они выходят замуж.
Вероучение «Соока Гаккай» основано на шести принципах: чтение Лотосовой сутры, почитание каллиграфической мандалы, созданной в 1279 году, которая представляет собой свиток с именами будд и бодхисаттв, обеспечивающих гармонию человека и природы, прозелитизм, медленно трансформировавшийся из активного и даже навязчивого стремления обратить в свою веру в мирный диалог, вере в то, что мы живем в эру «последних дней дхармы Будды», последнюю из трех эр Будды после «истинной дхармы» и «видимой дхармы», и в то, что спасение в последнюю эру может прийти только от почитания Лотосовой сутры, священных текстов, созданных Нитирэн, и стремление к подражанию великому учителю. Последнее может быть довольно опасным элементом учения, так как Нитирэн известен как основатель буддийского мученичества за веру.
В настоящее время у «Соока Гаккай» есть свой флаг: красно-желто-синий триколор, свои СМИ, своя система средних и высших учебных заведений и даже собственная валюта – ваучеры, которыми можно расплатиться в тех заведениях, у которых есть связи с движением.
Огромная привлекательность движения для миллионов простых японцев состоит в том, что, продвигая идею земного процветания в качестве вознаграждения за праведную жизнь, организация предоставляет бедным и малообразованным шанс на повышение своего образовательного и культурного уровня, то есть фактически открывает им социальные лифты. Любой желающий может не только получить высшее образование бесплатно (при существующей в Японии системе платного образования), но и выучиться практически в любой зарубежной стране. «Религиозность на занятиях никак не проявляется. Есть только один предмет религиозной направленности, по желанию слушать его могут все студенты», – делится опытом обучения в университете студентка по обмену Юлия Ефремова.
Как бы ни сложились следующие рождения каждого члена движения, в общем и целом «Соока Гаккай» добилась корпоративного успеха и вовсю играет в большую политику, выдвигая свои условия руководству Японии.