«Долой ламу»: сторонники буддизма школы Шугден не упускают ни единого случая, чтобы выразить духовному лидеру свое возмущение. Фото Reuters
Празднование 80-летия XIV далай-ламы Тензина Гьяцо, которое приходится на 6 июля с.г. (а согласно тибетскому лунному календарю, в этом году день рождения выпал на 21 июня), дало повод заявить о себе и его традиционным противникам. В июне с.г. буддисты школы Шугден провели акции протеста в Австралии и Великобритании, куда (с официальной целью почтить память жертв землетрясения в Непале) приехал духовный лидер тибетцев. Манифестации религиозных диссидентов, возможно, получающих финансирование от Китая, стали настоящим бичом для далай-ламы. Буддийское направление Шугден имеет отделения во всех западных странах и на протяжении 18 лет не упускает ни единого случая досадить своему оппоненту.
Конфликт между двумя ответвлениями древней религии затрагивает принципиальный – и даже экзистенциальный – вопрос, добрыми или злыми являются сверхъестественные силы, к которым обращаются верующие. Далай-лама заявляет, что почитающийся в образе защитника Тибета Дордже Шугден на деле нечистый дух, а приверженцы Шугден, напротив, уверены, что речь идет о будде, дарующем милость даже неверующим. В XX веке теологический спор перешел в силовую плоскость. Далай-лама XIV заявил, что почитатели божества не будут участвовать в церемониях под эгидой тибетского буддизма, и слово свое сдержал.
В 1996 году лидер несогласных Геше Келсанг Гьяцо направил открытое письмо Тензину Гьяцо, на которое не получил ответа, зато был изгнан из монастыря, в котором обретался. С тех пор буддисты-диссиденты проводят акции протеста, на которых называют духовного лидера Тибета лжецом и противником религиозных свобод. Протестующие не согласились смягчиться даже в день 80-летия гуру. В июне с.г. твиттер-аккаунты сторонников Шугден были переполнены оскорблениями в адрес далай-ламы, которого называли небуддистом, лицемером и даже свиньей.
Чаще других раздаются обвинения в диктаторском правлении. Приверженцы Шугден желают более мягкого лидерства в ламаистском сообществе, которое, в соответствии с доктриной перерождения, критически зависит от личности Тензина Гьяцо. При этом ничто не указывает на то, что позиция духовного лидера по вопросу о почитании Дордже Шугдена может смягчиться. Нет признаков и того, что сторонники этого культа будут в обозримом будущем реинтегрированы в ламаистскую общину.
Еще более враждебно, чем некоторые единоверцы, далай-ламу принимают в Китае, власти которого подозреваются в финансировании Шугден. В Пекине действительно это направление считают дружественным и предоставляют ему режим наибольшего благоприятствования, а самого далай-ламу называют не иначе как сепаратистом. «Следует сохранять бдительность. Ответственным работникам нужно отдавать себе отчет в том, что за действиями далай-ламы стоит стремление отделить Тибет от Китая», – цитирует в июне Tibet Daily руководителя департамента «Объединенного рабочего фронта» (организация компартии по взаимодействию с некоммунистами) Сун Чунланя.
В Китае загодя дали понять, что ни при каких обстоятельствах не допустят официального празднования 80-летия гуру, и решение свое выполнили: в июне под арест был взят 25-летний тибетский монах Церинг Донруб, разместивший в Сети материалы, посвященные памятной дате. Праздничных мероприятий, кроме, может быть, подпольных, в стране не состоялось.
В русле своей традиционной политики китайские власти направили протесты властям Австралии и Великобритании, куда с визитом прибыл далай-лама. Пекин, как это заведено в его дипломатической практике, назвал приглашение духовного лидера тибетских буддистов недружественной акцией по отношению к себе.