Ультраортодоксальный еженедельник двух женщин-министров не разглядел, а еще одну заменил мужчиной. Обложка газеты «Йом ле-йом» и фото Reuters
Израильская газета «Йом ле-йом», имеющая хождение среди ультраортодоксальных иудейских общин, убрала при помощи фотошопа всех женщин-министров с парадного снимка презентации нового правительства Израиля президенту страны. Подобные манипуляции с фотографиями происходят постоянно.
В мае 2011 года бруклинская газета Zeitung вымарала из снимка американской верхушки, наблюдавшей в прямом эфире ликвидацию Бен Ладена, Хиллари Клинтон и еще одну женщину-эксперта по терроризму. Газета тогда публично извинилась, однако не за то, что был подделан снимок (по словам редактора, «слишком скандальный»). Извинились, что нарушили условия Белого дома, запрещающего делать изменения в своей фотопродукции. С этим очень строго в администрации Барака Обамы, у которой очень тяжелые отношения со СМИ. Белый дом предпочитает не приглашать журналистов на различные мероприятия, а снабжать СМИ своими собственными фоторепортажами и бдительно следит, чтобы те ничего не искажали.
В январе с.г. израильская газета «Гамевасер» стерла Ангелу Меркель, Карлу Бруни и других женщин из снимка демонстрации глав разных стран, шагавших во главе демонстрации в Париже после террористического акта в редакции сатирического журнала Charlie Hebdo. Позже, правда, выяснилось, что и оригинальное фото не отражало действительности. Главы государств не шли во главе колонны (что было бы кошмаром для их охраны), а вышли из спецавтобусов и выстроились отдельно от демонстрации для фотосессии. Так что речь идет о разных формах искажения реальности.
Редакционная политика ультраортодоксальных СМИ не допускает изображения женщин, религиозные радиостанции не транслируют женское пение, телевизор просто запрещено смотреть богобоязненным евреям, и даже антенна на крыше в ультраортодоксальном квартале может вызвать гнев соседей. Московский историк религий Юрий Табак говорит, что запрет на изображения людей возводят к Торе, Пятикнижию Моисея, где в книге «Дварим» («Второзаконие») сказано: «Не нарушай запрет, делая себе форму подобия любого образа: изображение мужчины или женщины».
В самом решении не публиковать снимков женщин нет ничего необычного или специфически иудейского. Редакция имеет полное право решать, что им выпускать в свет. Мусульманские издания не публикуют среди прочего изображений пророка Мухаммеда, чтобы не оскорблять своих читателей. Журналы женских мод не дают изображений мужчин. Facebook запретил публикацию снимков, изображающих половой акт и гениталии. Много различных запретов в изданиях, принадлежащих к разной «политике идентификации» – национальной, расовой, религиозной или гендерной. Сама редакция «Йом ле-йом» дала объяснение совершенно в духе борющегося с объективизацией женщин радикального феминизма: «Тора уважает свободу и честь женщин – особенно честь, в силу их особых заслуг, и поэтому мы воздерживаемся от того, чтобы взирать на женщину как на объект». Было время, когда иудейские газеты вообще выходили без иллюстраций. Как пошутил знакомый раввин: «Зачем вообще иллюстрации? Бог не сказал: «Смотри, Израиль», а заповедал: «Слушай, Израиль» (имеется в виду формулировка основополагающего для иудаизма символа веры).
Правда, далеки религиозные СМИ и от идей современной журналистики, не только «честной и беспристрастной», но и как средства точной информации. Иудаизм, даже самый консервативный, далек от монашеских идей ухода из мира, и евреи хотят знать и видеть новости. Иудейские ортодоксы далеко не пассивные наблюдатели, они активно интересуются политикой, голосуют, устраивают демонстрации протеста и поддержки. Общины харедим все больше вовлекаются в политическую жизнь, становятся интегральной частью израильского политического класса. Нынешняя правящая коалиция в основном базируется на голосах религиозного еврейского населения Израиля.
Бытует в наших палестинах расхожее мнение, что раввины, направляющие редакционную политику, считают изображения женщин соблазнительными и отвлекающими мужчин от основного занятия – изучения Торы. Однако зачем в таком случае убирать Хиллари Клинтон и Ангелу Меркель и израильских министров? Чтобы они не выглядели «соблазнительно», стоит лишь пририсовать им длинные рукава, и парики фасона «воронье гнездо», столь популярные в среде харедим, особенно после строжайшего раввинского запрета париков из натуральных волос из Индии, якобы полученных в результате языческих обрядов.
Как обычно, в еврейском мире нет согласия и среди раввинов по поводу запрета. В своей колонке в нью-йоркской Jewish week раввин Джейсон Миллер писал в прошлом году, что подделка снимков – это описанный в Талмуде грех «гниват даат» (буквально «воровство знания об истинном положении вещей», то есть введение в заблуждение). «Подобная практика есть проявление средневекового религиозного сознания, законсервированного в ультраортодоксальной среде, которое выглядит диким в глазах современного человека, – говорит Юрий Табак. – Сделать тут вряд ли что возможно, в условиях израильской демократии – это два разных мира, базирующихся на разных ценностях. С точки зрения функционирования Государства Израиль подобная несовместимость миров значительных групп населения создает проблемы в самых разных аспектах».
Феминистские издания регулярно отвечают на вымарывание женщин публикацией фотожаб, где вымараны все мужчины. Леа Беркенвальд из еврейской газеты Forward объявила подделку снимков «оскорблением всех мужчин и женщин». «Это отрицание феминизма, отрицание того, что женщины существуют среди мужчин, – пишет она в своем блоге. – Это оскорбление мужчин: якобы они не более чем похотливые самцы. Это оскорбление всем представителям ЛГБТ: якобы мужчина вожделеет только женщину».
Еврейское радикально-феминистическое издание Jezebel предположило, что религиозные иудеи просто не могут терпеть женщин, обладающих политической властью. Если это верно, то что они будут делать, если президентом США изберут Хиллари Клинтон? Однако в самих текстах религиозных газет израильские министры упоминаются по именам, да и в издании, вымаравшем Хиллари Клинтон, она тоже упоминается по имени. Свое кресло сенатора от штата Нью-Йорк Клинтон выиграла благодаря широкой поддержке ультраортодоксальных общин мегаполиса.
Я позвонил знакомой ультраортодоксальной женщине, живущей в согласии со своей верой. В ответ на мой вопрос она рассказала, что на всю жизнь запомнила, как вспылил ее тишайший супруг, когда увидел в доме цветную коробку от стирального порошка с изображением женщины. Что-то очень глубинное в его душе затронула эта кощунственная, с его точки зрения, картинка. Вероятно, такие же чувства испытывали религиозные люди, которые подожгли почти все автобусные стоянки в Иерусалиме в 1997 году из-за того, что там висела реклама женского белья.
Ультрарелигиозная кинорежиссер Рама Бурштейн из Израиля, снискавшая международную известность фильмом «Заполнить пустоту» (2012), сказала в одном интервью: «Это очень, очень, очень, очень, очень трудно для нерелигиозного человека понять принцип «чистоты взора» («тохар эйнаим» на иврите. – «НГР»). У нас мужчины не смотрят на фото женщин – и точка! Если вы этого не знаете, то это для вас смешно или представляется как искажение фактов. Но мы живем в этом мире не для того, чтобы видеть события такими, как они есть. Мы здесь, чтобы сохранить наш взор в чистоте».