В бедных исламских странах вовлечение женщин в экономическую деятельность связано с проблемой физического выживания больше, чем с трудностями в проведении досуга. Фото Reuters
Восток – женщина. Такой тезис выдвинул в своей эпохальной работе «Ориентализм» американский исследователь арабского происхождения Эдвард Саид. Совместим ли этот образ с реалиями исламского общества? Глава департамента экономики Совета муфтиев России Мадина Калимуллина считает, что совместим. «Среди немусульман существуют определенные стереотипы, что мусульманская женщина не ассоциируется с бизнесом, – говорит она. – А ведь на самом деле у нас есть примеры успешных бизнесвумен, относящиеся еще ко временам жизни пророка Мухаммеда. Его жена Хадиджа владела торговым бизнесом и направляла караваны в разные страны мира. В бизнесе мусульманские женщины должны соблюдать те же ограничения, что и мужчины, то есть не заниматься ростовщичеством, не распространять запрещенные виды товаров, не участвовать в предпринимательстве, связанном с азартными играми. Особенность положения мусульманских женщин в бизнесе заключается в том, что на них не лежит обязанность обеспечивать семью. Бизнес или работа для мусульманской женщины скорее хобби, если она этим занимается, значит, у нее есть к этому внутренний посыл, ей это нравится. Ведь женщины бывают разные, есть женщины, которые просто не видят себя вне бизнеса, дома такие дамы начинают затухать».
Однако, согласно данным Международной организации труда, доля трудящихся женщин в исламских странах едва достигает 50%, и это в такой неортодоксальной мусульманской стране, как Индонезия. В таких же странах, как Афганистан и Иран, доля работающих женщин составляет не более 15%. Согласно данным Всемирного банка, большинство занятых женщин работают в сфере сельского хозяйства (75% в Пакистане, 68% в Бангладеш, 51% в Ираке). Это объясняется высокой и постоянной потребностью низкоквалифицированного труда в сельскохозяйственной отрасли, что коррелирует с традиционно более низким уровнем образования женщин в исламском обществе по сравнению с мужчинами. Кроме того, видимо, в связи с тем, что продуктивность женщин в физически тяжелой мужской работе ниже продуктивности мужчин, оплата труда женщин тоже ниже той суммы, что получают мужчины, занятые в той же отрасли.
Эти данные показывают, что не для всех мусульманских женщин работа – это хобби и отдых от рутинных домашних дел. Скорее в связи с относительно низким уровнем экономического развития в большинстве преимущественно исламских стран вовлечение женщин в экономическую деятельность связано с проблемой физического выживания больше, чем с трудностями в проведении досуга.
В то же время в нефтяных монархиях Персидского залива картина как раз противоположная. Например, в Саудовской Аравии процент работающих женщин один из самых низких в исламском мире – 13%, зато их годовой доход один из самых высоких: около 6,5 тыс. долл. в год. Для сравнения, в Индонезии – 2,7 тыс., в Пакистане не дотягивает до тысячи, в Бангладеш слегка перевалил за тысячную отметку. Такие результаты могут быть связаны с более ортодоксальным характером аравийского ислама, где женщине до сих пор нужен сопровождающий, чтобы выйти из дома. Понятно, что в семьях, где мужчины работают полный рабочий день, женщины работать вне дома не могут. Те же женщины, что работают, происходят из семей, которые имеют возможность нанять для них сотрудников-мужчин для связи с внешним миром.
Видимо, о сходной ситуации говорит Мадина Калимуллина применительно к российским реалиям: «Мусульманской женщине намного комфортнее заниматься бизнесом именно в среде мусульман. С немусульманскими партнерами может возникнуть недопонимание: элементарно нельзя пожать руки. С мужчинами-немусульманами работать сложнее, потому что первое время у человека часто бывает шок. Видно по его глазам, что у него в голове не стыкуются какие-то образы. Иногда он это словесно озвучивает: я думал, что вот так, а оказывается, не так. Но женщина, которая хочет вести бизнес с немусульманами, всегда может нанять мужчину-помощника, чтобы он ходил вместо нее на встречи и решал деловые вопросы с партнерами, она же будет только руководить».
Таким образом, если мы оставим в стороне такие специфичные исламские общности, как Индонезия и Бангладеш, которые имеют сходные культурные коды в силу исторической связанности цивилизаций индийского субконтинента и индонезийских островов, получится, что статус женщины в исламе до сих пор достаточно патриархален. Фактически женщины имеют право выйти на работу, только если дома не хватает еды или, наоборот, дом – настолько полная чаша, что женщине необходимо чем-то занять себя. Несмотря на то, что женщины выполняют 66% всей работы в мире и производят 50% мировых запасов пищи, доля их дохода составляет лишь 10% от общемировой (по данным Организации по экономическому развитию и сотрудничеству).
Вовлечение женщин в экономику может решить такие проблемы, как нехватка средств на образование детей в развивающихся странах, улучшение здоровья и питания, так как именно женщины склонны откладывать деньги на такие социально ориентированные долгосрочные цели, от которых в конечном счете выиграет все общество.
В России мусульманки сейчас заняты в основном в специфически женских отраслях экономики. Мадина Калимуллина рассказывает о занятиях современных российских мусульманок: «В основном это восполнение нехватки определенной продукции. Например, в 1990-е годы многие начали шить хиджабы, потому что тогда их у нас купить было просто негде. Доставали из бабушкиных сундуков, понятно, что это не всегда выглядело так, как хотелось бы. Сейчас в России существует по меньшей мере четыре бренда модной одежды для мусульманок. Очень важно, что благодаря этому российские мусульманки получили возможность одеваться с учетом национальных традиций, так, существуют линии мусульманской одежды в национальном русском, чеченском, карачаевском стилях. Это возвращение к национальной культуре. Особую сферу применения женского труда составляет преподавание. В настоящее время мусульманскими женщинами у нас защищено две диссертации по исламской экономике. Если же мы говорим о других отраслях, то в основном это будет семейный бизнес».
Таким образом, получается, что структура занятости российских мусульманок вполне традиционна для исламского общества. Наиболее обеспеченные представительницы имеют возможность нанимать себе мужчин для связи с «мужским миром», все остальные же вынуждены либо трудиться в специфически женских сферах деятельности, либо участвовать в семейном бизнесе на правах неоплачиваемых сотрудников. Изменению эти положения поддаются с трудом. Вместе с тем в России, где представители христианства и ислама проживают в тесном соседстве, где до сих пор сильно наследие советской эпохи, когда каждый человек вне зависимости от пола и уж тем более вероисповедания был обязан трудиться, – все это оказывает сильное влияние на видение женщины в исламском обществе.