В декабре с.г. исполняется 20 лет ежемесячному литературно-публицистическому журналу «Лехаим». Это название на иврите означает «За жизнь», поэтому корреспондент «НГР» Лидия ОРЛОВА задала главному редактору Боруху ГОРИНУ несколько вопросов о том, как его журнал отображает жизнь евреев России.
– Журнал «Лехаим» близок к Федерации еврейских общин России, но затрагивает разнообразные темы – от литературы до политики. Пожалуй, евреи в сегодняшней России – едва ли не самая далекая от религии традиционная община России. Удается ли преподносить столь секуляризованной публике духовные ценности иудаизма?
– С точки зрения еврейской традиции грань между светским, то есть тем, что находится за стенами синагоги, и духовным не столь велика. В определенном смысле история, литература, искусство – это духовные грани жизни человека, его ежедневная жизнь, его быт. Поэтому действительно невозможно в нынешних условиях заниматься исключительно религиозной тематикой. Это, на мой взгляд, не очень осмысленно. Такое искусственное разделение светского и религиозного не пойдет на пользу никакому журналу, тем более еврейскому.
– На ваш взгляд, что сегодня может стать мостиком к приобщению нерелигиозного читателя к религиозным ценностям?
– Если речь идет о читателе-еврее, а это далеко не основная часть нашей аудитории, то его нужно приобщать к национальному самосознанию, к тому, чтобы национальность этого человека была не только записью в каких-то документах, но и частью его мировоззрения, мироощущения. А если речь идет о читателе нееврейского происхождения, то наша задача демистифицировать, то есть снять покров тайны с еврейской истории, с еврейских традиций, поскольку столько лжи вокруг этого соткано, что трудно найти что-либо другое, таким образом мистифицированное. Наш читатель-нееврей узнает об общих корнях иудеохристианской цивилизации, об общей истории этой цивилизации и т.д. Евреев мы приобщаем к религиозным корням иудаизма. Точнее, к истории и традициям еврейского народа. С религиозными корнями все гораздо глубже, сложнее, и здесь мы не очень большие помощники, потому что действительно светский журнал не может дать человеку глубоких познаний в том, что требует долгого и углубленного изучения.
– Какова читательская аудитория «Лехаима»?
– Людей, которым интересно все в этом журнале, совсем немного, и это нормально. Мне кажется, всем не должно быть интересно абсолютно все. У разных разделов свои читатели. По нашему ощущению, сегодняшние читатели «Лехаима», особенно если учитывать, что сейчас мы гораздо более активны в социальных сетях, в интернет-версии, это образованные люди молодого и среднего возраста с поверхностным интересом к еврейским темам. То есть журнал не навязывается читателю, но сам читатель находит в журнале те темы, которые его интересуют. Наш читатель, 10 лет назад взявший в руки журнал, сегодня резко поменял, на наш взгляд, круг своих интересов в сфере еврейского образования, и сегодня ему интересно в нашем журнале гораздо больше тем. Если раньше его интересовала, скажем, только высококлассная художественная литература, которая публиковалась в журнале впервые, то сегодня он уже интересуется материалами академическими, религиозными. Так что мы своего читателя воспитываем.