Большинство поляков полагают, что причисление Папы Войтылы к лику блаженных – историческое событие.
Фото Reuters
Первого мая, в день беатификации Папы Иоанна Павла II, Ватикану, судя по всему, придется пережить польское нашествие. По данным информбюро для паломников при польской церкви Святого Станислава в Риме, уже порядка 30 тыс. поляков собираются прибыть в Вечный город. Речь идет о 400 организованных паломнических группах. Впрочем, ожидается, что заявленная цифра может увеличиться вдвое – многие поляки поедут в Рим в индивидуальном порядке.
Те, кто останется в Польше, также найдут себе занятие под стать событию. По данным опроса, проведенного по заказу Польского радио Институтом исследования общественного мнения Homo Homini, 43,5% поляков будут смотреть 1 мая прямую трансляцию с площади Святого Петра. 31% примут участие в богослужениях – для них беатификация станет «важным религиозным переживанием». Большинство опрошенных полагают, что причисление Иоанна Павла II к лику блаженных – историческое событие.
На фасаде церкви Провидения Божьего в варшавском районе Вилянув в этот день будет вывешен самый большой в мире портрет Иоанна Павла II (22 на 42 метра), составленный из сотен тысяч фотографий поляков, присланных со всей страны. Архиепископ Варшавский кардинал Казимеж Ныч публично поддержал эту акцию и призвал верующих участвовать в ней, идентифицируясь тем самым с «учением Папы». Участие, к слову, стоит 2 злотых (чуть больше 50 центов США), и организаторы акции рассчитывают получить около 500 тыс. снимков, то есть собрать свыше 250 тыс. долл. Деньги, как ожидается, пойдут на строительство музея Иоанна Павла II и примаса Стефана Вышиньского в польской столице.
Готовится к 1 мая и Вадовице – городок, в котором родился Кароль Войтыла. Местные жители и паломники будут смотреть трансляцию из Ватикана на больших телеэкранах, установленных на главном городском рынке, а затем друг Войтылы священник Казимеж Судер совершит благодарственную мессу. Вечером здесь ожидается концерт.
В городе Люблин организуют детский хеппенинг. Дети напишут на листках бумаги, что они думают о Папе и беатификации, потом листки положат в мешочки, прикрепят к воздушным шарикам и «пошлют на небо».
Польская пресса между тем поднимает немаловажную тему: если Иоанн Павел II будет причислен к лику блаженных, значит, для кого-то он должен стать небесным покровителем. Для кого? Быть может, для бездетных супружеских пар? Португальский кардинал Жозе Сараива Мартинш, бывший префект Конгрегации по делам святых и известный футбольный болельщик, заявил, что польский Папа должен стать патроном спортсменов. Издание Dziennik Polski пишет, что актеры, ученые и фермеры также не возражали бы против такого покровителя, а бывший секретарь Иоанна Павла II, а ныне архиепископ Краковский кардинал Станислав Дзивиш считает, что Войтыла мог бы быть патроном «обретенной свободы, единства и солидарности» (не путать с движением «Солидарность», которое, как теперь утверждают в Ватикане, Папа никогда не финансировал).
Самого Дзивиша в польских антиклерикальных кругах язвительно называют «папской вдовой». Накануне беатификации он – в центре внимания. Кардинал вспоминает, как сидел у смертного одра Иоанна Павла II. Вспоминает, как остановилось его сердце. Дзивиш даже принял участие в детской телепередаче и отвечал на вопросы юных католиков: «Любил ли Папа шоколад?», «Боялся ли Папа зубных врачей?» Передачу должны показать по ТВ в преддверии беатификации.
К 1 мая приурочат также выход книги комиксов «Кароль, друг», знакомящей детей с биографией польского Папы.
«Переосмысленный Первомай» – так можно было бы охарактеризовать складывающуюся в Польше атмосферу. В городе Радом левые движения даже отказались от проведения первомайской демонстрации, чтобы дать согражданам возможность посмотреть трансляцию из Рима. Впрочем, некоторым публицистам отклик на «историческое событие» кажется недостаточно массовым.
Например, профессор Варшавского университета, социолог и консервативный публицист Ядвига Станишкис считает, что поляки «безразличны» к беатификации, и хочет понять, почему. Не потому ли, что Иоанн Павел II был близок полякам как человек из плоти и крови, как пример борьбы и страданий, а, став блаженным, он «отдалился»? Не потому ли, что современный человек уже не верит в частицы святости в себе самом?
В свою очередь, Малгожата Сковроньская из издания Gazeta Wyborcza отмечает, что в этом году в Кракове торжественные мероприятия, приуроченные к дню смерти Папы
(2 апреля), в отличие от прошлых лет были действительно массовыми. Почему? Потому, что грядущая беатификация мобилизовала тех, кто хотел бы попросить о чем-то «нового блаженного» или просто поблагодарить его.
Вместе с тем Сковроньская достаточно критично высказывается о том, как Краков готовится к беатификации. В частности, журналистку не устраивают экспозиции выставок, открывающихся в городе в ожидании 1 мая. Она не понимает, зачем собирать и выставлять на обозрение предметы, которых касался Иоанн Павел II, и называет это фетишизмом. Выставки, пишет Сковроньская, напрочь лишены свойственной самому Войтыле иронии.
Сам процесс беатификации Иоанна Павла II был рекордно быстрым. Анджело Амато, нынешний префект Конгрегации по делам святых, обещает, что и процесс канонизации, то есть причисления к лику святых, польского Папы не продлится долго, хотя и потребует соблюдения целого ряда неизбежных формальностей.
Между тем иезуит Вацлав Ошайца в интервью все той же Gazeta Wyborcza раскритиковал саму логику причисления к блаженным и святым. По его словам, католик не обязан верить в то, что французская монахиня выздоровела после того, как молилась Иоанну Павлу II, ведь случаев самоисцеления известно немало, и медицине они известны. Процедура «утверждения чудес», необходимых для беатификации и канонизации, по мнению иезуита, с одной стороны, грешит «римским юридизмом», а с другой – несет в себе следы убежденности в том, что мир целиком познаваем. «Если что-то не вписывается в схему, мы просто называем это чудом, – говорит Ошайца. – Не пора ли теологам вместе с учеными отбросить гордыню и перестать думать, что именно они могут полностью и адекватно описать мир?»
В свое время именно иезуиты предлагали Иоанну Павлу II расширить границы понятия «чудо» применительно к блаженным и святым. Почему бы не считать чудом нечто рационально постижимое, говорили они. Например, случай, когда священнику удалось удержать супругов от развода? Папа не прислушался к иезуитам. И вот сегодня иезуиты наблюдают за тем, как Кароль Войтыла становится блаженным.