Отец Милан полностью погружается в культурную среду православия.
Фото Антона Куриловича
Священник Милан ЖУСТ, монах-иезуит, сотрудник Папского Совета по содействию христианскому единству, член римского центра «Алетти», занимающегося изучением православного христианства и организующего встречи между христианами разных традиций, рассказал журналистам Антону КУРИЛОВИЧУ и Марии ЕРМАЧЕНКО о том, почему католики проявляют живой интерес к православному наследию.
– Отец Милан, ваша деятельность непосредственно связана с взаимодействием Ватикана с Православными Церквами. Изменились ли за последнее время отношения между католическим и православным миром?
– В Папском Совете по межхристианскому единству я курирую направление взаимодействия со славянскими Православными Церквами, а также программу стипендий для православных студентов, которые желают обучаться в католических вузах. Опираясь на свои наблюдения, хотел бы отметить, что в последнее время между католиками и православными активно развивается сотрудничество в области образования: все больше православных студентов хотят обучаться в католических вузах.
Кроме того, стали чаще встречаться и общаться профессора православных институтов и их католические коллеги. Во время таких академических и неформальных встреч специалисты по богословию обмениваются знаниями и там, где это возможно, начинают сотрудничать. К тому же в последнее время в страны Западной Европы приезжает много православных паломников, чтобы поклониться общехристианским святыням. Именно такие поездки дают возможность православным паломникам познакомиться с современной европейской культурой и с верующими нашей Церкви. У католиков же, в свою очередь, появилась возможность присутствовать на православных богослужениях и глубже узнавать православную традицию.
По моим наблюдениям, в католической среде присутствует интерес к святоотеческой литературе, православной иконописи и духовности, интерес, вспыхнувший после Второго Ватиканского Собора.
Все это, конечно же, способствует взаимопониманию и позволяет избавиться от предрассудков, которые накапливались между католиками и православными в течение многих столетий.
– Вы долгое время работаете в центре «Алетти», сотрудники которого занимаются изучением православной традиции. Расскажите об этом.
– Центр «Алетти» был создан по пожеланию Папы Иоанна Павла II, который хотел, чтобы в Риме был такой дом, где могли бы жить вместе богословы и научные деятели разных вероисповеданий: православные, католики и грекокатолики из славянских стран, а также из Румынии и Греции. Идея создания центра заключалась в том, чтобы помочь специалистам из Восточной Европы работать в библиотеках, а также дать возможность тесного общения со своими западными коллегами. Первые 10 лет в числе наших гостей в большинстве своем были научные исследователи – богословы, студенты, профессора. В последнее время большинство наших гостей – художники.
Центром занимается община монахов-иезуитов, и один из них, священник Марко Рупник, – директор. По соседству с иезуитами живет община монахинь, которые тоже работают в этом центре. Мы изучаем западные и восточные христианские традиции. Каждый из монахов-иезуитов и монахинь изучает одного из православных авторов. Например, я готовил работу по религиозному философу священнику Павлу Флоренскому. В нашем центре есть также небольшое книжное издательство и мастерская мозаики, которая вдохновляется восточнохристианской традицией. Таким образом, всеми способами мы пытаемся связать восточную и западную традиции, прошлое и современность, слово и образ.
– Почему свою научную работу вы посвятили именно Павлу Флоренскому?
– Когда я учился в Риме, в Папском Восточном институте, у нас был курс по русским православным авторам. Я познакомился со статьей Флоренского «Христианство и культура». На мой взгляд, тема этой статьи – отношение с Христом как базис жизни для верующего – очень важна для современной Европы, потерявшей духовную составляющую, отдалившейся от Христа. Таким было мое первое знакомство с трудами Павла Флоренского. Меня очень заинтересовали его религиозные труды, жизнь и мученическая кончина. Поэтому позже я продолжил изучение его трудов в Православном Свято-Сергиевском богословском институте и одновременно в Католическом институте в Париже. Работа над Флоренским была очень сложной, ведь у него очень широкие горизонты: он и специалист в естественных науках, и поэт, и математик, и философ, и богослов. Во всем этом многообразии я решил сосредоточиться на связанной с трудами православного мыслителя теме: «Религиозный опыт как основа богопознания».
– Будучи католиком, вы учились в Православном Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. Какие впечатления у вас остались от времени учебы в этом институте? Как вас воспринимали студенты и преподаватели?
– Я занимался там докторской диссертацией, но у меня было и несколько интересных учебных предметов. Для меня очень важным было также общение с православными студентами и присутствие на богослужениях, чтобы знание о православии было не только книжным, а рождалось благодаря живому общению. И преподаватели, и студенты меня очень хорошо приняли. Если и была какая-то дистанция, то в самом начале. Я до сих пор дружу с некоторыми профессорами и студентами. Да и вообще за время моей работы в Папском Совете по христианскому единству, а до этого за несколько месяцев жизни в Москве православных среди моих русских друзей сейчас стало даже больше, чем католиков.
– Вы примыкаете к иезуитам. Известно, что жизнь членов «Общества Иисуса» отличается от традиционного уклада монашеской жизни┘
– Сегодня, как и на протяжении всей нашей истории, мы остаемся монашеским орденом. При вступлении в орден даем монашеские обеты, у нас есть община, хотя монастырей в традиционном понимании этого слова у нас нет. В связи с этим жизнь наших монахов более активна по сравнению с другими орденами. Мы не уделяем много времени общинной жизни и богослужению, как это делают другие монашеские ордена. Тем не менее месса совершается у нас каждый день, так же как и молитвенное правило, которое каждый иезуит исполняет ежедневно.
В нашем ордене есть много направлений деятельности. Среди нас есть те, кто служит обычными приходскими священниками, есть такие, кто сопровождает людей в духовной жизни (духовные упражнения), а другие занимаются научной деятельностью или социальным служением, помощью беженцам и бездомным. Одним из главных направлений нашей деятельности является образование. Иезуиты преподают в высших учебных заведениях по всему миру, у нас также много собственных школ и университетов. Хотелось бы отметить, что в нашем ордене есть и другие служения, но при этом главной для нас все же остается духовная, миссионерская деятельность.
– Отразились ли на ордене процессы секуляризации?
– На сегодняшний день «Общество Иисуса» является самым большим монашеским орденом Католической Церкви и насчитывает около 19 тысяч монахов. Но это в два раза меньше, чем было, скажем, в 1965 году. Думаю, что одной из главных причин сокращения численности нашего ордена стали именно процессы секуляризации, начавшиеся в это время в западном обществе. В тот период многие монахи покидали ордена, в том числе и орден иезуитов, также большую роль в сокращении численности нашего общества сыграло снижение рождаемости в странах Западной Европы. В связи с этим Церкви просто не из кого готовить новых священников и монахов. Но это вовсе не означает, что наш орден находится в упадке. К примеру, в некоторых регионах мира иезуитов сейчас насчитывается даже больше, чем было до 1965 года, например в Индии и странах Азии.