Офис организации "Евреи за Иисуса" в Нью-Йорке.
Фото Дэвида Шэнкбоуна
В мае этого года ушел из жизни Мойше Розен, основатель христианской миссии «Евреи за Иисуса». С предложением оценить деятельность Розена и его организации корреспондент «НГР» Елена ДЕМИДОВА обратилась к Юрию СИПКО, бывшему председателю Российского союза евангельских христиан-баптистов, известного своим сотрудничеством с обществом «Евреи за Иисуса».
– Были ли вы знакомы с Мойше Розеном и какова ваша оценка его деятельности?
– К сожалению, я не встречался с ним лично, поскольку некоторое время назад он оставил служение, как раз тогда, когда я к нему приступил. Я чрезвычайно высоко оцениваю деятельность Мойше Розена. Миссия «Евреи за Иисуса» и ее основатель являются для меня настоящим свидетельством того, что в начале XXI века приближается исполнение библейских мессианских пророчеств.
– Рационально ли было создание отдельной миссии для евреев помимо уже существующих разнообразных протестантских групп?
– Движение, которое основал Мойше Розен, стало своего рода ответом евреев, на которых возложили вину за смерть Христа, не только перед самими собой, перед своей нацией, но и перед всем миром. Благодаря Розену евреи публично заявили о Христе как о Мессии. Это прорыв, который я ни с чем не могу сравнить.
– Однако «Евреи за Иисуса» часто подвергаются критике из-за того, что среди них немного этнических евреев и из-за агрессивной, по мнению оппонентов, миссионерской деятельности.
– Их миссионерскую деятельность нельзя назвать агрессивной, они чрезвычайно корректны и действуют в рамках закона. Критика со стороны иудейских организаций понятна, поскольку для иудеев евреи, принявшие христианскую веру, становятся по другую сторону фронта. Это не вызывает удивления.
– Почему тогда «Евреи за Иисуса» вызывают критику и со стороны христианских организаций?
– Действительно, если кто-то и говорит об агрессивном миссионерстве этого общества, то часто эта оценка дается не иудеями, а прежде всего некоторыми христианами. У меня всегда вызывало недоумение, что христиане негативно относятся к «Евреям за Иисуса». Они становятся частью христианского мира, поэтому антагонизм и враждебность к ним выявляют внутренние пороки нашей христианской цивилизации. Это, к сожалению, становится своего рода проверкой веры и канонов на прочность. Становится ясно, что антисемитизм присущ не только народам ислама, которые воюют за земли Палестины, но живуч и в христианских странах. В таких условиях становится особенно заметно мужество членов общества «Евреи за Иисуса».
– Существуют ли сейчас подобные трудности для деятельности движения в России?
– В современной России организация встречает сопротивление со стороны антисемитов. Мне известны случаи, когда членов «Евреев за Иисуса» избивали в московских переходах только за футболки с названием общества и листовки в руках. Истоков нетерпимости множество. Не в последнюю очередь причина видится в набирающих силу националистических настроениях, которые у нас сейчас эксплуатируются, в том числе и в православной среде. А тех хулиганствующих молодчиков, которые готовы это исполнить, найти несложно. Это та же самая группа людей, которая оскверняет еврейские кладбища и синагоги, то есть они не видят различия между религиозными убеждениями, руководствуясь только националистическими мотивами.
– Как бы вы оценили деятельность организации сегодня? Как она будет развиваться после смерти Розена?
– Думаю, смерть Розена не повлияет на деятельность «Евреев за Иисуса», все-таки в последнее время он уже не был активным руководителем. Я расцениваю их движение как чрезвычайно важное и ответственное. Организация уже стала не просто известной, она укоренилась в России и на постсоветском пространстве. На мой взгляд, у нее появляется все больше сторонников, несмотря на все сопротивление.
– Евангельские христиане-баптисты поддерживают контакт с «Евреями за Иисуса»?
– Да, мы поддерживаем с ними партнерские связи. У нас одна вера, где нет «ни иудея, ни эллина», нет каких-то национальных различий. Для нас было бы грехом не поддерживать с ними контакты.
Из досье "НГР"
Мартин Мейер Розен (1932–2010) вырос в Денвере, штат Колорадо, в еврейской семье эмигрантов из Европы. В детстве Розен вместе с родителями и братом посещал синагогу. Свое еврейское имя Мойше он официально зарегистрировал лишь в начале 1970-х. В возрасте 21 года Розен вместе с женой перешел в христианство. Кроме университета в Колорадо Розен получил теологическое образование в Северовосточном библейском институте в Эссекс Феллс, Нью-Джерси. В 1957 году Розен стал баптистским пастором и до конца 1960-х работал в Американском совете по миссии среди иудеев. В 1969 году Розен организовал в Сан-Франциско свое миссионерское общество «Евреи за Иисуса», ставшее впоследствии крупнейшей мессианской организацией. Отделения «Евреев за Иисуса» сегодня существуют в США и десяти других странах, включая Россию. Деятельность организации направлена прежде всего на активное миссионерство среди евреев. В 1986 году Розен получил степень доктора теологии Консервативной Баптистской семинарии в Орегоне. Розен возглавлял общество «Евреи за Иисуса» до 1996 года и до самой смерти являлся членом его управляющего совета.