Охотно верится, что у пастора Розена намерения были самые благие.
Фото www.jewsforjesus.org
Движение «Евреи за Иисуса» появилось в 1973 году в США. Его появление было, в сущности, закономерным. Ведь именно США – мировой центр различных евангелических групп, уделяющих огромное внимание «еврейскому вопросу» как одному из способов приблизить второе пришествие Христа. Одни помогают решать его, способствуя репатриации евреев в Израиль. Другие полагают необходимым тотальное обращение иудеев в христианство. Именно благодаря усилиям этих протестантских групп и возникли «Евреи за Иисуса». Попытки обращения евреев, насильственные и путем проповеди, насчитывают много столетий. Христианские миссионеры и в прошлом использовали крещеных бывших иудеев для проповеди среди «остававшихся во тьме» соплеменников.
Основателем организации стал баптистский пастор еврейского происхождения Мартин Розен, который для удобства миссии сменил имя на Мойше. Первоначально название его группы звучало на иврите «Гинейни» («Вот я»). В дальнейшем, с легкой руки одного из журналистов, писавших об их деятельности, сторонники Розена получили прозвище «Евреи за Иисуса», которое постепенно стали употреблять как самоназвание. Розен возглавлял организацию до 1996 года, затем его сменил Дэвид Брикнер. Впрочем, еврейство последнего было вскоре подвергнуто обоснованному сомнению критиками организации, поскольку Брикнер был христианином уже в пятом поколении.
К настоящему моменту «Евреи за Иисуса» превратились в мощную транснациональную организацию со штаб-квартирой в Сан-Франциско и отделениями в США, Канаде, Великобритании, Франции, Германии, Австралии, ЮАР, Бразилии, Израиле, России и Украине, двумя сотнями сотрудников и годовым бюджетом около 20 млн. долл.
От других протестантских организаций «Евреи за Иисуса» отличаются тем, что употребляют в общении с верующими достаточно много еврейских терминов. Так, к примеру, крещение у «Евреев за Иисуса» именуется «микве-брит», то есть связывается с погружением в микву – бассейн для ритуальных омовений. Глав общин они именуют раввинами, мужчины, подобно верующим иудеям, надевают на голову кипу, а Новый Завет называют на иврите «Брит-Хадаш».
Подобные «заимствования» вызвали возмущение у еврейских объединений США. В 1993 году 44 организации, в том числе Американская ассоциация евреев из бывшего Советского Союза и Американская сефардская федерация, подписали подготовленный на основе наработок Рабочей группы по миссионерской деятельности и культам еврейской общины Нью-Йорка «Проект предупреждения и противостояния духовному обману». В Израиле с его многочисленными общинами иудейских ортодоксов и ультраортодоксов противодействие миссионерам выражается в более брутальной форме: группы учащихся иешив применяют к миссионерам насилие.
Отрицательно относятся к «Евреям за Иисуса» и лидеры еврейской общины России. Глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин заметил, что деятельность «Евреев за Иисуса» представляет собой «очевидное введение в заблуждение». Главный раввин России (КЕРООР) Адольф Шаевич выразился категорично: «Или ты еврей, или ты христианин. Какой же ты еврей, если ты веришь в Иисуса?»
Несмотря на неоднократные заявления руководителей «Евреев за Иисуса» о любви к еврейскому народу, в их материалах нередко можно встретить вполне антииудейские пассажи. Так, в 2008 году в США разразился громкий скандал, когда Дэвид Брикнер, выступая в церкви в присутствии кандидата в вице-президенты от республиканцев Сары Пэйлин, заявил, что теракты в Израиле – это Божье наказание для израильтян, которые не хотят уверовать в Иисуса. Пэйлин, рассчитывавшая на голоса консервативных протестантов, среди которых много так называемых христианских сионистов, тут же открестилась от слов Брикнера, а сам он поспешил заявить, что его слова якобы «вырвали из контекста».
Главным объектом внимания «Евреев за Иисуса» являются русскоязычные евреи. Во многом это объясняется тем, что «благодаря» советской политике евреи, проживавшие на территории СССР к моменту его распада, в большинстве своем были весьма слабо осведомлены о догматах иудаизма. Это обещало миссионерам куда большие результаты, чем попытки обращения в христианство американских иудеев и израильтян.
Первые «трофеи» из числа русскоязычных эмигрантов «Евреи за Иисуса» получили в 1980-х годах, когда они смогли проникнуть в лагеря в Остии и Ладисполи (Италия), где ожидали решения своей судьбы те евреи, выехавшие из СССР, кто предпочел Израилю США. Вслед за массовой эмиграцией из бывшего СССР в Израиль и Германию там также появляются и «Евреи за Иисуса». К примеру, в Израиле за счет «русских» число общин «мессианских евреев» (христианских групп, сохраняющих некоторые еврейские черты, – празднование субботы и еврейских праздников, именование Иисуса Йешуа и проч.), основными поставщиками кадров для которых являются как раз «Евреи за Иисуса», за 15 лет выросла более чем в три раза – с 30 до более чем 100.
В 1991 году «Евреи за Иисуса» появляются непосредственно на территории СССР – в России и Украине. Новая организация практически мгновенно обрела известность в медиапространстве за счет достаточно агрессивной миссионерской кампании на улицах больших городов. Заинтересовавшимся людям предлагали заполнить анкету, в которой отдельным вопросом шла национальность. Списки неевреев в дальнейшем передавались дружественным протестантским Церквам, а с «основным контингентом» продолжали работать сами «Евреи за Иисуса», первоначально создавая у людей представление о том, что они попали в еврейскую общину.
В начале 2000-х годов еврейские организации в России обратились к противодействию миссионерам. По приглашению Главного раввина России (ФЕОР) Берла Лазара для решения этой проблемы привлечен раввин Александр Лакшин, занимавшийся подобной деятельностью в рамках своей работы в Совете еврейских общин Нью-Йорка. В мае 2002 года было объявлено о создании лиги «Маген» для борьбы с миссионерами. Помимо России ее отделения появились в Украине и Молдавии. По оценке самого раввина Лакшина, проблема к этому моменту «встала во весь рост»: не было ни одного города со значительным еврейским населением, где «Евреи за Иисуса» не проводили бы свои акции – раздачу листовок, концерты и проч. В ряде мест «Евреям за Иисуса» удалось зарегистрировать «мессианские» общины как еврейские. Александр Лакшин исходил из того, что бороться с миссионерами нужно уже на самой первой стадии их деятельности – на улицах. Теперь, когда «Евреи за Иисуса» выходили на улицы того или иного города, через короткое время рядом с ними появлялись представители еврейских организаций, вручавшие всем интересующимся листовку, из которой следовало, что «Евреи за Иисуса» никакого отношения к иудейской общине не имеют. К достижениям лиги Лакшин относит и то, что государственные чиновники в России и Украине перестали ассоциировать «Евреев за Иисуса» с иудейскими общинами. Комитет Украины по делам религий в своем реестре религиозных организаций перенес их из графы «Иудаизм» в графу «Протестантские Церкви». А Министерство печати России вынесло в адрес «Евреев за Иисуса» три официальных предупреждения, итогом которых стало появление на их листовках полного названия организации (хотя и напечатанного очень мелким шрифтом) РОХЕО (Религиозная организация «Христианское евангельское общество») «Евреи за Иисуса». В результате чиновники на местах не могли сослаться на то, что перед ними «внутриеврейские разборки», а не агрессивное миссионерство.
С середины 2000-х годов можно было наблюдать отчетливый спад в деятельности «Евреев за Иисуса» на постсоветском пространстве. Массовые миссионерские кампании на улицах прекратились. Однако похоже, что спад этот закончился. Мартин Розен в прощальном письме призвал своих последователей: «Мы стоим на грани прорыва в еврейском евангелизме. Еще немного, еще один рывок вперед, еще одна душа, и мы наберем критическую массу». Комментируя это заявление, Александр Лакшин заметил, что острота проблемы снизилась, но не исчезла, и если не обращать на нее внимания, то она возникнет с новой силой. А пару недель назад рядом с одной из станций метро мне вручили листовку с логотипом «Евреев за Иисуса».