Тибетские монахи в одном из монастырей Индии создают Мандалу – символ бренности бытия, примириться с которым помогает возможность прожить несколько жизней.
В 1999 году я впервые приехала в научную командировку в небольшой город Дхарамсалу, что в Северной Индии. Цель визита состояла в пополнении знаний по различным аспектам буддизма. В первую очередь меня интересовала традиция так называемых высоких перерожденцев в тибетском буддизме. Хотелось понять, насколько эта традиция все еще востребована в наши дни и какую роль она играет в современном буддизме.
Как-то в одном из книжных магазинов Дхарамсалы я наткнулась на книгу Вики Маккензи «Перерожденцы на Западе». Книга содержала немало интересных фотоиллюстраций. Например, на одной фотографии автор сидит с пожилым тибетским монахом, а рядом другая фотография – на ней она сидит с маленьким белокурым ребенком пяти-шести лет. Надписи под ними гласили: вот такой-то монах в прошлой жизни, за два-три года до смерти, а вот он же, но в настоящей жизни. Спонтанно в голову приходит мысль, что здесь правда, а что спекуляция?
Нынешний Далай-лама, считающийся 14-й реинкарнацией в линии преемственности, заметил по этому поводу: «Если я умру прежде, чем тибетцы вновь обретут свою свободу, вполне логично предположить, что я получу рождение вне Тибета».
Тибетские тулку: кто они?
В тибетской культуре слова «тулку» и «римпоче» выступают как синонимы тибетского слова «перерожденец»: так называют высокое духовное лицо, которое вновь воплотилось в человеческом облике. Согласно представлениям буддистов, все люди проживают множество перевоплощений, или перерождений. Но к лицам высокой степени религиозного посвящения – тулку и римпоче – отношение особое.
Способ проведения процесса опознавания, как утверждают тибетцы, менее таинствен, чем это может показаться несведущим людям. Начинается он с метода простого исключения. Например, ищут перерождение определенного монаха. Сначала устанавливают, когда и где этот монах умер. Затем, учитывая, что новое воплощение обычно обретает зачатие через год-два после смерти своего предшественника, примерно просчитывается время его рождения. Далее устанавливается наиболее вероятное место появления перевоплощения. Тибетцы уверяют, что это довольно легко. Обычно это делается исходя из жизни предыдущего тулку.
Когда варианты выбора сведены к минимуму, следующим шагом является подбор поисковой группы. «Это не обязательно должно означать, – поясняет Далай-лама, – что какую-то группу людей посылают искать как будто заранее зарытое сокровище. Обычно достаточно спросить разных людей в общине, нет ли такого ребенка в возрасте трех-четырех лет, который мог бы быть кандидатом. Часто обнаруживается полезная информация вроде необычных явлений во время рождения ребенка или же сам ребенок может обнаружить необычные признаки». Иногда поисковой группы и вовсе не требуется, так как предыдущее воплощение оставляет подробную информацию вплоть до имени своих будущих родителей, у которых собирается родиться. В иных случаях ученики того или иного умершего учителя могут иметь ясные сны или видения о том, где искать перерождение своего учителя. Если случается, что на стадии поиска появляется несколько детей, претендующих на право быть перерожденцем, то обычно тот, кто хорошо знал предыдущее воплощение, проводит последнее испытание. Зачастую кто-то из детей узнает этого человека, что является неоспоримым доказательством, а иногда во внимание принимаются и метки на теле.
Познакомиться с некоторыми тулку мне довелось как в Дхарамсале, так и на юге Индии, в штате Карнатака, где находятся старейшие тибетские монастыри. В составе их братств несколько десятков высоких перерожденцев. Живут тулку в куда более роскошных условиях, нежели рядовые монахи, ютящиеся в скромных кельях. Все это за их определенные заслуги в прошлых воплощениях. Попасть к ним на прием непросто. У каждого учителя есть свой личный секретарь, с которым надо предварительно договориться о встрече. О моем личном общении с некоторыми из них пойдет далее речь.
Испанский тулку Озел Римпоче
Секретарь монастыря Сера геше Тубтен Гьяпел устроил мне встречу с одним из так называемых перерожденцев европейского происхождения. Это был Озел Римпоче, испанская реинкарнация известного тибетского ламы Тубтена Еши, который еще при жизни изъявлял желание родиться у Марии Торес и Хиды Гарсиа, исповедовавших буддизм, с которыми был лично знаком и у которых в то время уже были малолетние дети.
В начале 1980-х годов Тубтен Еши умер, а через три года специальная поисковая группа установила, что мальчик, родившийся у Марии Торес в 1985 году в Гранаде, является новым воплощением Тубтена Еши.
В личной беседе со мной Озел Римпоче признался, что до трех лет он хорошо помнил свою прошлую жизнь, мог вспомнить некоторые существенные детали, по которым безошибочно устанавливалась его причастность к личности покойного Тубтена Еши. Но после трех лет память его перестала удерживать подробную информацию о прошлом воплощении, хотя окончательно и не стерла ее. Как потом выяснилось, так происходит со всеми перерожденцами, поэтому тибетцы всегда опознают их до трехлетнего возраста.
В монастыре Озел Римпоче находится с 1991 года, живет в том же двухэтажном особняке, в котором жил в прошлой жизни. Со своими гостями молодой тулку общается на трех языках: испанском, английском, тибетском. Последний выучил на одном дыхании. Отец Озела служит его личным секретарем.
Когда я спросила Озела Римпоче, чем он собирается заняться в будущем, он ответил: «Буду помогать европейцам практиковать буддийское Учение». (В начале июня газета The Guardian сообщила, что юный испанский лама вдруг решил отказаться от своего почетного положения в буддийской иерархии и посвятить себя кинематографу. Однако единоверцы надеются, что испанец «одумается», но при этом уверяют, что не собираются вмешиваться в его личную жизнь. – «НГР»).
В своем прошлом воплощении юный Линг Римпоче был учителем Далай-ламы XIV. Фото автора |
Маленький лама Линг Римпоче
Интересную историю о своем старшем наставнике Линге Римпоче поведал Далай-лама ХIV. «Я всегда глубоко уважал Линга Римпоче, – говорит он, – хотя, когда был ребенком, боялся уже одного только появления его слуги, а всякий раз, когда слышал его знакомые шаги, у меня замирало сердце. Но со временем я стал ценить его как одного из наибольших и ближайших друзей. Когда Линг Римпоче умер, я почувствовал, что без него мне будет трудно жить. Он был той каменной стеной, на которую я мог опереться».
Роковая болезнь парализовала Линга Римпоче в конце лета 1983 года, когда Его Святейшество находился в Швейцарии. Вернувшись в Дхарамсалу, Далай-лама застал своего учителя в очень тяжелом физическом состоянии. Однако его сознание было все таким же ясным, как всегда. Через несколько месяцев он впал в кому, из которой уже не вышел, и умер 25 декабря 1983 года.
Далай-лама считает, что болезнь Линга Римпоче, затянувшаяся на долгий период, была преднамеренной. Учитель таким образом помогал своему ученику приспособиться к жизни без него. Однако расставание их было недолгим – перевоплощение Линга Римпоче было найдено в 1985 году в Дхарамсале. Это оказался очень живой, сообразительный и шаловливый мальчик. Когда ему было всего 18 месяцев от роду, он узнал одного из членов поисковой группы. Он назвал этого человека по имени и с улыбкой пошел прямо к нему. Впоследствии он опознал и других людей, с которыми был знаком в предыдущей жизни.
«Когда мы впервые встретились с этим мальчиком, у меня не осталось никаких сомнений относительно правильности его опознания, – говорит Далай-лама XIV. – Он вел себя так, что было очевидно, что он меня знает, хотя также обнаружил он и большое уважение. В тот первый раз я дал маленькому Лингу Римпоче большую плитку шоколада. Он невозмутимо стоял, держа ее в вытянутых руках и склонив голову, все то время, когда он находился передо мной. Я думаю, вряд ли какой-нибудь другой ребенок не попробовал бы сладкого и стоял в такой официальной позе. Затем, когда я принимал этого мальчика в своей резиденции и его привели к двери, он поступал точно так же, как его предшественник. Было ясно, что он помнит все вокруг. Кроме того, когда он вошел в мой рабочий кабинет, то показал, что хорошо знаком с одним из моих помощников, который в то время выздоравливал после перелома ноги. Сначала эта маленькая особа с серьезным видом подарила ему хадак, а затем, заливаясь смехом и по-детски хихикая, ребенок схватил один из костылей Лобсана Гава и стал бегать кругами, неся его как флагшток».
Другая история, подтверждающая незаурядность Линга Римпоче, произошла в Бодх-Гайе в то время, когда Далай-лама там проповедовал. Мальчику тогда было всего два года. Он нашел спальню Его Святейшества, хотя никто не сообщал ему о ее местонахождении, вскарабкался на руках и коленках вверх по лестнице и положил хадак на постель Далай-ламы, что очень впечатлило последнего.
Будучи ребенком, не умеющим еще читать и писать, Линг Римпоче продемонстрировал и другую уникальную способность: он на удивление легко запоминал на слух буддийские тексты. В этом он был подобен многим юным тулку, помнящим тексты, заученные, как считается, еще в прошлых жизнях.
В 1999 году, оказавшись на юге Индии, я посетила Линга Римпоче. Ему было 15 лет. Это был довольно упитанный юноша крепкого телосложения. Кстати, он и в предыдущем воплощении имел такую же конституцию. Монахи из России, учившиеся вместе с ним, признавали незаурядные способности юного Римпоче. Учеба давалась ему легко, он всегда успешно вел диспуты, отлично справлялся с логическими и аналитическими заданиями.
На мой вопрос о его взаимоотношениях с Далай-ламой ХIV Линг Римпоче ответил: «Он мой учитель. Я перед ним преклоняюсь. Но когда он уйдет и вернется к нам в образе Далай-ламы ХV, я буду его учителем. Мы с ним непременно встретимся в следующей жизни, такова традиция преемственности».
Кармапа ХVII – соперничество двух претендентов
Имя Кармапа в России произносят с придыханием, потому что понимают, что речь идет о тибетском учителе очень высокого уровня. Но вряд ли многие знают, что существуют два Кармапы. Оба они тибетцы, оба очень молоды, каждый претендует на то, чтобы считаться главным и самым уважаемым учителем линии Карма Кагью. Но двух глав в одной традиции не бывает, поэтому идет суд, которому предстоит определить, кто же из них является настоящим держателем линии преемственности.
В России широкая аудитория под Кармапой знает тибетского ламу, который в сопровождении буддистского активиста из Дании Оле Нидала разъезжает по миру, читает лекции, дает посвящения. Кармапа Дхайе Дордже в эти дни как раз посещает российские города. Так, позавчера он прочитал публичную лекцию в Лужниках, а вчера дал посвящения российским буддистам. Но его считает реинкарнацией Кармапы XVI лишь часть буддистов школы Кагью, которую возглавляют Кармапы.
Однако есть другой – Кармапа Урген Тринлей Дордже. Его признает истинным воплощением большая часть лам и сам Далай-лама. Он еще не успел объездить мир, потому что сравнительно недавно покинул родной Тибет и обосновался в Северной Индии, в городе Дхарамсала. В прошлых своих воплощениях он был известен под именами Паво Римпоче, Джамдон Римпоче, Дабзанг Римпоче.
Родился этот Кармапа в 1985 году в Восточном Тибете в семье кочевников. Ребенку дали имя Апо Гага, что означает «счастливый брат». Он долго не обнаруживал, кто есть на самом деле. В 1992 году мальчик попросил родителей переехать на новое место, куда якобы должны прибыть странствующие монахи. Семья исполнила волю ребенка. Вскоре действительно к ним пожаловали монахи. Они были приближенными Кармапы ХVI, которые искали его новое воплощение. Кармапа ХVI облегчил задачу поисковой группе: он оставил завещание, в котором сообщал, где и у кого собирается переродиться. Процедура опознавания показала, что маленький Апо Гага является 17-й реинкарнацией предыдущего Кармапы Огъена Дродула Тринлей Дордже. Далай-лама ХIV также признал в нем новое воплощение ламы.
27 сентября 1992 года Гъялванг Кармапа был возведен на трон. Отныне его местом обитания стал монастырь Толунг в Центральном Тибете. Здесь он изучал буддийскую философию, обрядовую практику и другие дисциплины, предусмотренные учебной программой. Кармапа был лишен права покидать пределы Китая. Несмотря на жесткое преследование со стороны китайских властей, Кармапе удалось в 1999 году бежать из страны. После нескольких месяцев скитаний он прибыл в Дхарамсалу 5 января 2000 года. Здесь он получил статус политического беженца. С разрешения индийских властей обосновался в монастыре Рамтек, который традиционно служит резиденцией Кармап в Индии.
* * *
Многие буддийские монахи уверяли меня в том, что в третьем тысячелетии в России появятся свои тулку. Эту точку зрения подтвердил и сам Далай-лама ХIV. Когда один иностранный журналист спросил его, если бы у него был выбор, президентом какой страны он хотел бы быть, последовал решительный ответ – России. Когда спросили, почему, Далай-лама сказал: «У России сейчас накоплен огромный духовный потенциал. В будущем все самое лучшее и передовое будет исходить именно оттуда». Кто знает, может, через несколько лет мы узнаем о тибетских учителях, переродившихся в России, например, из русских, татар, башкир?