Большинство выпускников российских ешив продолжают образование в Израиле.
Фото предоставлено пресс-службой ФЕОР
В Израиле проживают более 5,5 млн. евреев. По разным оценкам, число религиозных людей среди них составляет порядка 20%. Вопреки устоявшимся – как в Израиле, так и за рубежом – стереотипам, подавляющее большинство ортодоксально религиозных евреев ведут совершенно обычный образ жизни: служат в армии, получают высшее образование, работают. Лишь чуть более 100 тыс. человек (включая детей) посвящают себя исключительно религиозному образованию.
«Изучение Торы – процесс бесконечный. Это смысл всего нашего существования», – сказал в беседе с автором статьи 28-летний Шломо. «Основное субсидирование мы получаем от пожертвователей из-за рубежа, поэтому все разговоры об использовании государственной казны совершенно необоснованны», – говорит он.
В отличие от большинства западных стран в Израиле религия не отделена от государства. Поэтому взаимоотношения религиозных и государственных институтов проявляются на всех уровнях, и образование не является исключением.
По официальным данным, в 2008 году в Израиле действовали более 1500 классических религиозных учебных заведений для мужчин (ешив). В ешивах для взрослых, о которых речь пойдет далее, обучаются 94 тыс. человек, а в ешивах для подростков еще 24 тыс. Самыми крупными учебными заведениями являются Мирская ешива в Иерусалиме (по названию местечка Мир в Белоруссии), где обучаются на постоянной основе 4500 человек, и так называемая Поневежская ешива (по названию города в Литве), где учатся 1700 человек.
Отметим, что религиозное образование в Израиле начинается с детского сада. Каждый желающий может отдать своего ребенка в религиозный детский сад, где малыш приобретает первые понятия о мироздании в соответствии с выбранным его родителями направлением в иудаизме. То же самое продолжается и в школах. Если дети из семей национально-религиозного направления зачастую отдают детей в так называемые МАМАДы (государственно-религиозные школы), где преподаются как религиозные, так и светские дисциплины, а мальчики и девочки учатся вместе, то дети из ультраортодоксальных семей записываются исключительно в школы «независимого направления», то есть крайне религиозные. При этом возникает серьезный конфликт между ортодоксальной общиной и государством, так как, добиваясь равноправного с остальными школами финансирования, ультраортодоксальные учебные заведения отказываются от государственного контроля над программами обучения. Естественным образом подавляющее большинство предметов, изучаемых в этих школах, исключительно религиозного содержания.
Ешива входит в жизнь израильского мальчика начиная с 13 лет, когда он может поступить в так называемую «малую ешиву». Там также идет изучение исключительно религиозных дисциплин, причем в соответствии с идеологическими установками различных направлений иудаизма. Так, в конце 1990-х годов в среде религиозного сионизма возникли так называемые малые национальные ешивы, уделяющие особое внимание наследию основателя этого течения раввина Авраама Ицхака ха-Коэна Кука.
Когда юный ешиботник достигает 16 лет, он поступает в «среднюю ешиву», где учится до окончания школы и помимо религиозных предметов изучает общеобразовательные науки для сдачи экзаменов на аттестат зрелости. Следует отметить, что показатели успеваемости в ешивах ни в чем не уступают, а порой и превосходят по оценкам светские школы.
Отметим, что до сих пор речь шла исключительно о мужчинах. Женщины также могут посвятить себя изучению Торы. Во время учебы в школе девушки имеют возможность учиться в «ульпанах», а в более взрослом возрасте в «мидраше» (специальных курсах).
Как и в большинстве семей в Израиле, решающим моментом в жизни молодых израильтян становится призыв в армию. Для ультраортодоксов этот вопрос зачастую снимается автоматически, так как израильское законодательство предусматривает предоставление отсрочек на время учебы до 24 лет, возраста, позже которого уже не призывают. Девушкам же достаточно заявить в военкомате о своей религиозности, и они получают автоматическое освобождение от армии.
Эта практика неоднократно вызывала резкую критику со стороны светских кругов. «Я не понимаю, почему я должен идти и служить в то время, как они сидят в ешивах», – возмущенно заявил автору Давид, недавно демобилизовавшийся из одной из элитных частей Армии обороны Израиля.
«Мы отнюдь не хотим превращать ешивы в убежища для дезертиров», – заверил меня депутат Кнессета от ультрарелигиозной партии ШАС Амнон Коэн. По его словам, «учиться в ешиве могут далеко не все, и те, кто не может этого делать, обязаны служить».
Религиозные сионисты, в свою очередь, нашли решение этой проблемы путем соглашения с государством, по которому желающие продолжить учебу в ешиве сочетают это с армейской службой – полтора года учебы, полтора года армии и еще два года ешивы. Разумеется, длительность учебы и службы варьируется в зависимости от того, какую службу проходит учащийся. После окончания армейской службы (или вместо нее, в случае ультраортодоксов) учащиеся поступают в ешиву для взрослых («большая ешива»), где идет серьезное многолетнее изучение религиозных дисциплин.
Необходимо подчеркнуть, что крайне малое число религиозных людей полностью посвящает себя религиозным занятиям. Это объясняется необходимостью зарабатывать средства к существованию для своей семьи. Подавляющее большинство религиозных евреев Израиля сочетают ту или иную работу с учебой в религиозных заведениях. При этом их деятельность может быть напрямую связана с религией – преподавание, контроль за кашрутом (диетарными правилами иудаизма) в заведениях общепита, работа в городских религиозных советах.
Добавим, что выходцы из бывшего СССР, соблюдающие иудейские традиции, также нашли свое место в мире религиозного образования. В частности, в иерусалимской ешиве «Махон Меир», относящейся к движению религиозного сионизма, открылось отделение, работающее на русском языке.
Говоря об учебе в ешивах, как правило, используют выражение «изучать Тору». Но это не означает, что на протяжении многих лет ешиботники перечитывают Пятикнижие Моисея. Им приходится изучать многочисленные тома Талмуда, а также сочинения раввинов и толкователей Закона, созданные на протяжении веков – от древности до наших дней. «У иудаизма есть тысячи лиц и граней, всей жизни не хватит для того, чтобы с ними познакомиться», – говорит мой уже упоминавшийся собеседник Шломо, который постигает премудрости религиозного образа жизни в одной из иерусалимских ешив.
Иерусалим