Для российских мусульман социальное служение – пока еще совсем новое поле деятельности. Департамент социально-благотворительной и духовно-просветительской деятельности при Совете муфтиев России (СМР) был создан совсем недавно – около полугода назад. До этого проблемами обездоленных занимались те, кто мог себе это позволить и только по личной инициативе. Но даже такая помощь от случая к случаю проводилась только последние пять-шесть лет.
На территории России существует большое количество духовных управлений мусульман, и СМР фактически не является организацией, которая бы централизованно направляла и контролировала благотворительную деятельность своих подопечных в масштабах всей страны. Деятельность Совета муфтиев концентрируется в основном в центре, а что касается регионов – все остается в руках местных духовных управлений. Тем не менее, по словам руководителя отдела СМР по военно-патриотическому воспитанию и работе с детьми и молодежью Марата Арсланова, департамент уже сейчас старается координировать действия с регионами, духовными управлениями Башкирии, Мордовии, Татарстана. Пока что эти регионы наиболее активны в плане социальной работы, но в СМР надеются, что скоро подтянутся и остальные.
Направления работы департамента в целом мало отличаются от деятельности их коллег по цеху из православных, протестантских или иудейских организаций. По большей части это помощь обездоленным – нищим, старикам, сиротами и тем, кто по воле судьбы или по собственной находится далеко от дома – либо на военной службе, либо в тюрьме.
На попечении департамента находится несколько детских домов. По словам Марата Арсланова, у руководства одного из таких детских домов поначалу была опаска, что мусульмане начнут пропагандировать ислам и вместо воспитания станут заниматься проповедью. Ознакомившись с планами отдела, педагогический состав детского дома отказался от своего предубеждения. Однако трудно сказать, что сотрудничество стало тесным – волонтеры из департамента приезжают всего один-два раза в месяц. Как говорится, не хватает рук. Волонтеры малочисленны, а работы бездна. Добровольно заниматься благотворительностью идут в основном молодые люди, представители старшего поколения помогают деньгами. Кстати, на поприще социального служения наиболее активно себя проявляют девушки-мусульманки.
Несмотря на то что в своем социальном служении департамент старается не делать различия по вероисповеданию среди тех, кому нужна помощь, работа больше ориентирована именно на мусульман. При огромном количестве страждущих, особенно увеличившемся после распада Советского Союза, благотворительным организациям приходится как-то сужать круг получателей помощи.
Так, например, акция, проведенная отделом по работе с военнослужащими и заключенными и приуроченная к приближающемуся празднику Курбан-байрам, была ориентирована именно на узников, исповедующих ислам. Им были отправлены посылки со средствами личной гигиены, книгами как духовного, так и художественного содержания, религиозной атрибутикой.
24 ноября в здании СМР прошла благотворительная акция по безвозмездной сдаче крови. Выездная донорская бригада развернула свою деятельность прямо в конференц-зале. Вся собранная кровь – а ее не так уж мало, ведь в акции приняли участие более тридцати человек, – поступит в детское отделение Центральной клинической больницы. Донорами выступили люди самого разного возраста. Некоторые сдавали кровь уже не в первый раз.
Кроме того, что не хватает людей, которые могли бы предложить свою помощь в качестве волонтеров, есть еще одна проблема – нехватка финансирования. Благотворительные программы Совета муфтиев, как и любых других религиозных организаций, существуют исключительно на пожертвования прихожан и меценатов. И хотя в исламе пожертвования в пользу общины вменены в обязанность верующему, все равно это делают не все. А недостаточное финансирование самым прямым образом сказывается и на масштабах благотворительности.
Некоторые из перечисленных проблем можно было бы решить путем сотрудничества с другими религиозными организациями. Такие связи налажены, однако пока что малорезультативны. Скорее они сведены к обмену опытом и солидарному осуждению аморальности общества, как это случилось на завершившейся 19 ноября конференции «Взаимодействие религиозных общин России в области ВИЧ/СПИДа. К сожалению, от разговоров больные не излечатся и нравственные качества общества не станут образцовыми. Остается надеяться, что разговоры – только начало, реальные результаты сотрудничества в области благотворительности не заставят себя долго ждать.