0
1725
Газета Вера и люди Интернет-версия

15.10.2008 00:00:00

"Ножки Буша" взамен высоких принципов

Тэги: израиль, лазар, евреии, буш


израиль, лазар, евреии, буш Российские власти не подвержены антисемитским предрассудкам.
Фото предоставлено пресс-службой Федерации еврейских общин России

Накануне праздника Йом-Кипур (Судный день), когда иудеи в покаянных молитвах вспоминают о совершенных в течение года деяниях, корреспондент «НГР» встретился с Главным раввином, духовным лидером Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Берлом Лазаром. Интервью вышло совсем не праздничным, и в вопросах и ответах слышалось эхо сложных политических и общественных проблем, перед которыми сегодня оказалось мировое сообщество. В российской еврейской общине эти проблемы отражаются, как в зеркале.

– В начале 2000-х годов, когда Федерация еврейских общин России претендовала на роль ведущей еврейской организации страны, много говорилось о необходимости повлиять на власти США в вопросе отмены поправки Джексона–Вэника. Речь идет об экономических санкциях против СССР, где отсутствовала свобода эмиграции из страны. Но до сих пор отмены поправки не состоялось. Чем это можно объяснить?

– У нас было несколько встреч и с президентом Джорджем Бушем, и с представителями Госдепартамента США. Наша позиция очень четкая. Мы думаем, что это была большая ошибка американской стороны – отказ от отмены этих поправок. Этот шаг пошел бы на пользу самим США. Америка могла бы продемонстрировать свое понимание и признание свершившимся фактом тех серьезнейших изменений, которые произошли в России за последние два десятилетия. Эти исправления должны были быть внесены сразу же после того, как евреи СССР получили возможность выезжать из страны. Но этого не произошло. Сначала казалось, что американцы выжидают: действительно ли перемены в России необратимы. Вскоре можно было убедиться в этом. Евреи уже давно могут не просто эмигрировать, но и свободно ездить в разные страны и возвращаться на родину. Сегодня, например, в Россию вернулись более 100 тысяч уехавших в свое время в Израиль. Никто не заставил их вернуться, это было их свободное решение. Но потом принципиальный вопрос о свободе передвижения вдруг непонятным образом был замещен экономическими интересами. Отмену поправки стали почему-то увязывать с вопросом об импорте в Россию американской курятины. Людей и их духовную свободу поставили на одну доску с какой-то курятиной! Россия получила сигнал: возможно, с самого начала это был вопрос политический, а вовсе не обусловленный стремлением защитить права человека. Отказ отменить поправку, я думаю, идет во вред еврейскому народу. Получается, что наше дело использовали для иных целей. Во время своего визита в Россию в мае 2002 года Джордж Буш обещал в течение года решить вопрос с поправкой Джексона–Вэника. Напомню, что большинство в Конгрессе США тогда принадлежало республиканцам. Но обещание это не было выполнено. Россия окончательно убедилась, что с ней играют, и это имело плохие последствия. Сегодня мы наблюдаем такое ухудшение двусторонних отношений, о котором еще несколько лет назад мы не могли и думать. Я думаю, немалую роль в этом ухудшении сыграла история с поправкой Джексона–Вэника. К сожалению, если теперь даже эта отмена произойдет, того позитивного политического эффекта, какой мог быть еще несколько лет назад, не получится. Сегодня, к сожалению, этот вопрос уже снят с повестки дня.

– Эту неудачу можно расценивать как неуважительное отношение к еврейской общине России со стороны американской администрации?

– Скорее это можно расценивать как свидетельство того, что ответственные за этот вопрос люди не поняли важности его решения для евреев и для отношений США и России. Этот вопрос использовался компаниями, которые занимаются экспортом курятины. У них есть свое лобби в Вашингтоне. Но то, что люди, занимающиеся большой политикой, поддались этому влиянию, показывает, что многие высокие качества американской политики, ее былые принципы утеряны.

– Значит, влияние экспортеров «ножек Буша» на администрацию оказалось сильнее еврейского лобби?

– Нет, просто еврейское лобби в США не занималось этим вопросом. Надеялись на то, что американские власти сами осознают необходимость этого решения. Когда были внесены эти поправки, никакое лобби в этом не участвовало. Почему евреи теперь должны заботиться об отмене этого политического решения? Расскажу один случай. Наш общинный центр в Марьиной Роще года полтора тому назад посетил влиятельный американский конгрессмен Том Лантос. Он увидел, как кипит здесь еврейская жизнь, и на глазах его были слезы. Он уехал в Америку убежденным в необходимости содействовать отмене поправки Джексона–Вэника. Он возглавлял тогда профильный комитет Конгресса. Через несколько месяцев я видел его в Вашингтоне, и там он сообщил мне, что переговорил со многими людьми, все с ним согласны, и – вот уже совсем скоро! – решение будет принято. Это «совсем скоро» длится до сих пор.

– В последнее время ухудшились отношения России и Америки, о чем вы уже упомянули. Исторически так сложилось, что евреи в России выполняют роль заложников отношений с Западом и его союзниками. И вот сейчас в СМИ муссируется тема поставок Израилем оружия Грузии, откуда некоторыми перебрасывается мостик к разговорам о «пятой колонне». К каким последствиям в жизни евреев России, на ваш взгляд, приведут эти обстоятельства?

– Прежде всего я не могу согласиться с формулировкой, что якобы, как «исторически сложилось», евреи были в России заложниками отношений с Западом. Такая попытка предпринималась только однажды, в 70-е годы прошлого века, и не Россией, а коммунистическим режимом СССР. Тогда действительно власти пытались «торговать евреями» в обмен на какие-то соглашения и на то, чтобы Запад не бойкотировал Олимпиаду в Москве и тому подобное. Кончилась такая политика плохо для самих коммунистов. Что касается России – и тем более новой, свободной России, – здесь государственной власти, разумеется, и в голову не приходило ставить положение евреев в зависимость от отношений с какими-либо другими странами. Мы пользуемся теми же правами и свободами, что и другие народы России, ни в чем не чувствуем себя объектами дискриминации. И уж тем более не «заложниками».

Теперь о продаже израильского оружия Тбилиси. Я стараюсь не вникать в политические вопросы, в том числе не хочу разбираться в проблеме военного сотрудничества Израиля и Грузии. Многие считают, что это сотрудничество было ошибкой. Я думаю, что в Израиле даже самые смелые фантазеры не могли представить, что Грузия решится на открытую агрессию и тем самым Израиль предстанет страной, принявшей ту или иную сторону конфликта. Сделка с Грузией была обычной сделкой по продаже оружия. У Израиля сегодня с Россией особые отношения, и не в последнюю очередь благодаря миллиону русскоязычных граждан, приехавших в Израиль в последние десятилетия.

– Тем не менее еврейские организации вынуждены некоторым образом оправдываться за Израиль. В числе представителей других религиозных организаций, представители ФЕОР посетили Цхинвал сразу после окончания боевых действий и заявили, что грузинская артиллерия целенаправленно уничтожала древний еврейский квартал в этом городе. Вам не кажется, что эта вдруг проснувшаяся забота об иудейском наследии Цхинвала выглядит несколько искусственной?

– Я думаю, что посещение Цхинвала никоим образом не может считаться попыткой оправдаться. Просто мы констатировали факт: были разрушены синагога и целый еврейский квартал. Я разговаривал со многими очевидцами. Они в один голос говорят, что выглядит это страшно. Непонятно, почему грузинские военные сделали это. Между грузинами и евреями всегда были дружественные отношения. Почему вдруг они решили стереть с лица Земли еврейский квартал? Это непостижимо. Заявление делегации ФЕОР по ситуации в Южной Осетии никак не связано с поставками израильского вооружения в Грузию. Просто мы были в шоке от масштабов разрушений, от подобного пренебрежения к святыням, к духовному наследию евреев и других народов.

– Но если напряженность между США и Россией будет нарастать, с учетом того, что Израиль остается ближайшим союзником Америки, не приведет ли стремление российских евреев отмежеваться от политики Запада к появлению нового Антисионистского комитета, как это было в советской истории?

– Ни антисионистского, ни какого-нибудь другого антисемитского... Мне кажется, эти проблемы уже далеко позади. Желающие раздувать антисемитизм всегда найдутся. Они готовы воспользоваться любым предлогом, даже не имеющей, казалось бы, отношения к евреям войной на Кавказе. Может быть, и грузины считают виноватыми в чем-то евреев, потому и разрушили синагогу, кто знает? Но у антисемитов евреи виноваты во всем и всегда. Твердо могу сказать, что российские власти эти предрассудки не разделяют.

– Кстати, об антисемитских мифах. В одном из последних номеров «НГР» подробно освещалась история с лекцией в Тюменском нефтегазовом университете для будущих преподавателей «Основ православной культуры», изобилующей выпадами против неправославных, в том числе иудеев. Со следующего учебного года предполагается преподавание «Духовно-нравственной культуры» в школах России. ФЕОР имеет какой-то план действий в связи с этими нововведениями?

– Эта проблема нас очень беспокоит. Новое название лишь маскирует реанимацию идеи всеобщего преподавания «Основ православной культуры». Мы обсуждали этот вопрос с представителями Русской Православной Церкви. Надо сказать, что небольшое движение в сторону учета наших интересов со стороны Церкви наблюдается. Но, к сожалению, этого недостаточно. Думаю, что в регионах чиновники поддерживают этот сомнительный проект, преследуя какие-то свои интересы. Через несколько лет попытки навязать одну религию всей стране приведут к очень негативным последствиям. Что делать людям другой религиозной традиции, неверующим, наконец? Мы верующие люди, но убеждены, что вера не приходит через насилие. Духовность не может стать педагогической дисциплиной подобно математике или географии. Некоторые люди считают, что религиозный предмет в школе мешает прежде всего евреям. Но это проблема всех народов России. Дети, конечно, должны быть знакомы с нравственными принципами разных духовных традиций. Но воспитывать молодое поколение можно только на тех принципах, которые объединяют разных людей, а не на тех, что разъединяют. Я еще надеюсь, что здравый смысл победит.

Мы участвуем в подготовке учебных программ по предмету, целью которого станет знакомство с духовным наследием различных религий. Вот такой, общий для всех, предмет может быть гораздо более полезен, в том числе для православных.


Духовность не может стать педагогической дисциплиной подобно математике или географии.
Фото предоставлено пресс-службой Федерации еврейских общин России

– Информационные агентства передают ваши слова из интервью еврейской газете «Наасе вэ нишма», выходящей в Европе, где вы не советуете евреям уезжать в Израиль, потому что в России им легче соблюдать предписания иудаизма. Тем не менее ассортимент магазинов кошерного питания в Москве в основном представлен израильскими продуктами, преподаватели иудейских духовных учебных заведений почти сплошь израильтяне, религиозная литература тоже поставляется из этой страны. Ваше заявление звучит, мягко говоря, парадоксально...

– В интерпретации информационных агентств мои слова изменили до неузнаваемости. На самом деле было так. Некий прихожанин спросил у меня совета, выезжать ли ему в Израиль на постоянное место жительства. Я ответил: жить надо там, где ты соблюдаешь религиозные предписания. Жить в Земле Обетованной – важное дело, но если там ты откажешься от соблюдения заповедей, то лучше оставаться здесь. К сожалению, мы видим, что многие евреи, выехавшие из России в Израиль, отказались от соблюдения религиозных предписаний. Я думаю, проблема в том, что Израиль не был готов к такой волне иммиграции из России, которая случилась в начале 90-х годов. А люди не совсем ясно представляли себе, что их ждет в Израиле. В России их считали евреями, а в Израиле стали называть русскими. И они поддаются этому отношению. Каждый должен сам понимать, где ему лучше жить. Под словами «лучше жить» я понимаю в том числе и духовную жизнь. Как говорится, «не хлебом единым». То, что Израиль – духовный еврейский центр, никто не оспаривает. Желающему переехать в эту страну надо осознавать, что он переселяется в Святую землю и при этом берет на себя определенные духовные обязательства. К сожалению, многие российские евреи чувствуют себя в Израиле чужими. Это большая проблема.

– В сентябре были обнародованы результаты новых демографических исследований, в ходе которых выяснилось, что еврейская община Израиля численно превысила общину в США. Кажется, это произошло впервые в новейшей истории. Главной причиной истощения еврейского населения Америки названа ассимиляция. В России, где, согласно переписи, евреев насчитывается порядка двухсот тысяч, наверное, еще более катастрофичная демографическая ситуация. В диаспоре, мне кажется, еврей попадает в сложную ситуацию выбора между неизбежной ассимиляцией и уходом в добровольное социальное «гетто». В начале XXI века довольно сложно совместить сложнейшую систему религиозных предписаний иудаизма с жизнью современного светского общества, ведь система эта в основном сформировалась в эпоху Средневековья как результат отчуждения евреев от иноверного окружения. В Израиле же общество, хотя и светское по своей сути, все же во многом адаптировано ко многим предписаниям и обычаям иудаизма.

– С одной стороны, вы правы. Существует проблема ассимиляции. Многие в России даже не подозревают, что по законам Галахи (религиозного законодательства) они являются евреями. С другой стороны, еврей, живущий в диаспоре, всегда имеет возможность сохранить свою религиозность в рамках семьи. Семидесятилетняя история государственной политики атеизма в СССР, в условиях которой многие умудрялись соблюдать заповеди Моисея, показала это. Есть такой парадокс: живя среди неевреев, многие задумываются о своих корнях. Поиски национальной и культурной самоидентификации приводят их к вере. Происходит и обратное. Приехав в Израиль, многие начинают полагать, что жить среди своих – уже вполне достаточно. Религиозные праздники, официально объявленные выходными, они воспринимают просто как время досуга и развлечений. По нашему мнению, такое отношение умаляет особый религиозный статус Святой земли.

– В российских паспортах отсутствует графа «национальность», которая в советские времена оставалась, возможно, последним маркером принадлежности к еврейскому народу. Теперь же исчезла и эта, принудительная, преграда к ассимиляции. Получается, в будущем российское еврейство сожмется до размеров крохотной общины ультраортодоксов, привязанных к синагоге?

– Во-первых, эта община вовсе не крохотная. Она большая. Во-вторых, мы не говорим, что еврейская жизнь ограничивается религией. Существует богатая культурная и общественная жизнь. Это скорее самоощущение человека в контексте многоаспектной духовной и национальной культуры. Общинная жизнь не ограничивается синагогой. Одновременно с этим всякий еврей должен помнить слова из Пятикнижия Моисея: «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, – ибо вы малочисленнее всех народов, – но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
834
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
781
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
536
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
432

Другие новости