0
926
Газета Вера и люди Интернет-версия

03.09.2008 00:00:00

Церковь плохому не научит?


Уже почти десять лет Русская Православная Церковь борется за введение в российских школах «Основ православной культуры». Но если раньше этот предмет позиционировался как «культурологический» и пробивался в школы в рамках регионального и школьного компонентов образования, то в прошлом году аргументация РПЦ изменилась. Теперь ОПК преподносится в рамках духовно-нравственного воспитания. Под этой общей шапкой предполагается собрать как конфессионально ориентированные предметы (ту же православную культуру, исламоведение, основы иудаизма и т.п.), так и очищенную от религии светскую этику. Найденный компромисс смог хотя бы ненадолго примирить часть сторонников и противников преподавания «Основ православной культуры». Одновременно он вписался в начавшуюся административную кампанию по борьбе за нравственность в стране.

Этим успехом РПЦ обязана в первую очередь управделами Московской Патриархии митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту (Капалину). Он отстоял концепцию «духовно-нравственной культуры» в Общественной палате. В декабре прошлого года в Калуге состоялась совместная конференция РПЦ и Министерства образования и науки, на которой был принят план совместных действий по реализации этой концепции. После этого внутрицерковное влияние митрополита Климента сильно возросло. Нужно иметь в виду, какое значение в Московском Патриархате придают «битве за школу». Митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу (Гундяеву) не осталось ничего другого, как признать, что пролоббированный в Калуге проект - тот самый minimum minimorum, который он, митрополит Кирилл, предлагал с самого начала. Однако глава Отдела внешних церковный связей продвигал ОПК в рамках регионального компонента образования, который несмотря на все его протесты был отменен прошлой осенью. Сторонники митрополита Кирилла восприняли это решение не только как свое поражение, но и как удар по православию вообще.

Впрочем, кому бы ни достались лавры главного «опэкаизатора» страны, содержание предмета, о котором идет речь, остается неизменным. Это курс православного вероучения, основанный в лучшем случае на семинарских программах (в зависимости от степени подготовленности учителя), а в худшем случае - на собственных представлениях преподавателя о православии и религии вообще, зачастую весьма невежественных, замешанных на церковных мифах, как правило агрессивных. Министерство образования и науки слабо контролирует содержание этих программ, тем более оно не может следить за тем, что говорит каждый преподаватель «Основ православной культуры» на своих уроках. Зато вполне реально - и необходимо - обратить внимание на курсы повышения квалификации для этих преподавателей. Ведь для того, чтобы учить детей, нужно сначала научить учителя. От того, что усвоит преподаватель в ходе таких «мастер-классов» - а они проводятся во всех регионах, где в школьные программы заложены ОПК, - будут зависеть представления о религии значительного числа молодежи.

РПЦ в лице митрополита Климента старается повернуть дело так, что «Основы православной культуры» - предмет-де исключительно полезный в плане развития культуры диалога, религиозной терпимости, толерантности. И вообще Церковь плохому не научит. Между тем опасения правозащитников, которые высказывались еще пять-семь лет назад, о том, что появление вероучительных предметов в государственной школе может расколоть общество и вызвать межконфессиональные конфликты, начинают, похоже, сбываться. Об этом свидетельствует, к примеру, тюменское «дело Шестаковых».

События в Тюмени наглядно демонстрируют, чему хотят учить школьников педагоги от РПЦ и к каким прямым последствиям это приводит. Священники в школах не работают - эта деятельность оставлена воцерковленным мирянам (рекомендация РПЦ для преподавания «Основ православной культуры» обязательна). Но взгляды этих педагогов подчас настолько радикальны, что невольно подумаешь: уж лучше бы к детям ходил нормальный православный батюшка - пусть в рясе и с крестом, но без неумеренных амбиций и уязвленного самолюбия. Впрочем, священники тоже бывают разные.

Защитники ОПК в один голос утверждают, что случай Шестаковых носит частный характер, что это, так сказать, ложка дегтя в бочке меда. И на самом деле все не так плохо. Пожалуй, случай действительно уникален - никогда еще православный учитель публично не оскорблял представителей чуть ли не всех мировых религий. Епархия пока отмалчивается, а местная интеллигенция бессильна перед «нерушимым союзом» церковного и светского начальства. Однако у критиков клерикальной принудиловки на этот раз все же есть шанс, пусть минимальный. Если Калужская область, где технология внедрения «духовно-нравственной культуры» уже давно обкатывается под чутким руководством митрополита Климента, - регион моноэтничный и монорелигиозный, то Западная Сибирь гораздо более разнородна в этом плане. Навязывание ОПК «в лоб», как это делается почти повсеместно в центральной России, здесь не пройдет. Архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию (Капалину) нужно искать другие формы и методы миссионерской деятельности...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
661
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2389
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1591
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1216

Другие новости