Уже почти десять лет Русская Православная Церковь борется за введение в российских школах «Основ православной культуры». Но если раньше этот предмет позиционировался как «культурологический» и пробивался в школы в рамках регионального и школьного компонентов образования, то в прошлом году аргументация РПЦ изменилась. Теперь ОПК преподносится в рамках духовно-нравственного воспитания. Под этой общей шапкой предполагается собрать как конфессионально ориентированные предметы (ту же православную культуру, исламоведение, основы иудаизма и т.п.), так и очищенную от религии светскую этику. Найденный компромисс смог хотя бы ненадолго примирить часть сторонников и противников преподавания «Основ православной культуры». Одновременно он вписался в начавшуюся административную кампанию по борьбе за нравственность в стране.
Этим успехом РПЦ обязана в первую очередь управделами Московской Патриархии митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту (Капалину). Он отстоял концепцию «духовно-нравственной культуры» в Общественной палате. В декабре прошлого года в Калуге состоялась совместная конференция РПЦ и Министерства образования и науки, на которой был принят план совместных действий по реализации этой концепции. После этого внутрицерковное влияние митрополита Климента сильно возросло. Нужно иметь в виду, какое значение в Московском Патриархате придают «битве за школу». Митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу (Гундяеву) не осталось ничего другого, как признать, что пролоббированный в Калуге проект - тот самый minimum minimorum, который он, митрополит Кирилл, предлагал с самого начала. Однако глава Отдела внешних церковный связей продвигал ОПК в рамках регионального компонента образования, который несмотря на все его протесты был отменен прошлой осенью. Сторонники митрополита Кирилла восприняли это решение не только как свое поражение, но и как удар по православию вообще.
Впрочем, кому бы ни достались лавры главного «опэкаизатора» страны, содержание предмета, о котором идет речь, остается неизменным. Это курс православного вероучения, основанный в лучшем случае на семинарских программах (в зависимости от степени подготовленности учителя), а в худшем случае - на собственных представлениях преподавателя о православии и религии вообще, зачастую весьма невежественных, замешанных на церковных мифах, как правило агрессивных. Министерство образования и науки слабо контролирует содержание этих программ, тем более оно не может следить за тем, что говорит каждый преподаватель «Основ православной культуры» на своих уроках. Зато вполне реально - и необходимо - обратить внимание на курсы повышения квалификации для этих преподавателей. Ведь для того, чтобы учить детей, нужно сначала научить учителя. От того, что усвоит преподаватель в ходе таких «мастер-классов» - а они проводятся во всех регионах, где в школьные программы заложены ОПК, - будут зависеть представления о религии значительного числа молодежи.
РПЦ в лице митрополита Климента старается повернуть дело так, что «Основы православной культуры» - предмет-де исключительно полезный в плане развития культуры диалога, религиозной терпимости, толерантности. И вообще Церковь плохому не научит. Между тем опасения правозащитников, которые высказывались еще пять-семь лет назад, о том, что появление вероучительных предметов в государственной школе может расколоть общество и вызвать межконфессиональные конфликты, начинают, похоже, сбываться. Об этом свидетельствует, к примеру, тюменское «дело Шестаковых».
События в Тюмени наглядно демонстрируют, чему хотят учить школьников педагоги от РПЦ и к каким прямым последствиям это приводит. Священники в школах не работают - эта деятельность оставлена воцерковленным мирянам (рекомендация РПЦ для преподавания «Основ православной культуры» обязательна). Но взгляды этих педагогов подчас настолько радикальны, что невольно подумаешь: уж лучше бы к детям ходил нормальный православный батюшка - пусть в рясе и с крестом, но без неумеренных амбиций и уязвленного самолюбия. Впрочем, священники тоже бывают разные.
Защитники ОПК в один голос утверждают, что случай Шестаковых носит частный характер, что это, так сказать, ложка дегтя в бочке меда. И на самом деле все не так плохо. Пожалуй, случай действительно уникален - никогда еще православный учитель публично не оскорблял представителей чуть ли не всех мировых религий. Епархия пока отмалчивается, а местная интеллигенция бессильна перед «нерушимым союзом» церковного и светского начальства. Однако у критиков клерикальной принудиловки на этот раз все же есть шанс, пусть минимальный. Если Калужская область, где технология внедрения «духовно-нравственной культуры» уже давно обкатывается под чутким руководством митрополита Климента, - регион моноэтничный и монорелигиозный, то Западная Сибирь гораздо более разнородна в этом плане. Навязывание ОПК «в лоб», как это делается почти повсеместно в центральной России, здесь не пройдет. Архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию (Капалину) нужно искать другие формы и методы миссионерской деятельности...