«НГ-религии» обратились к ответственному секретарю Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрею Себенцову с просьбой прокомментировать взаимоотношения государства и религиозных организаций в России в уходящем году. Мы решили остановиться на трех вопросах, которые показались наиболее актуальными: взаимоотношениях в сфере светского и религиозного образования, требованиях к религиозным организациям со стороны государственной регистрационной службы и проблеме с выдачей виз священнослужителям, прибывающим в Россию из-за рубежа. Свой ответ в сокращенном виде Андрей Евгеньевич представил в печатной версии газеты на полосе «Итоги года».
Взаимодействие религиозных организаций и государства в сфере образования
- Глава комиссии по делам религиозных объединений вице-премьер Дмитрий Медведев призвал Госдуму нового созыва принять закон о государственной аккредитации программ религиозных вузов. В то же время началась школьная реформа, которая предусматривает отмену регионального компонента образования (в рамках которого де-факто преподавались основы религии). Получается, государство в одном случае идет навстречу религиозным организациям, а в другом действует вопреки их интересам? Разделено ли духовное и светское образование сегодня или есть тенденция к их взаимопроникновению?
- В уходящем году отношения между государством и религиозными организациями развивались по многим направлениям в области духовного образования, распространения знаний о религии и участия религиозных организаций в жизни общества. Прежде всего, это подготовка кадров священнослужителей и специалистов, необходимых религиозным организациям для собственно религиозной (культовой) деятельности; второе – подготовка других светских специалистов для социальной и иной работы, основанной на определенном религиозном мировоззрении; третье – воспитание подрастающего поколения в уважении к религиозным ценностям.
Представления различных религиозных организаций и государственных институтов по разным вопросам развиваются не вполне согласованно, что в общем естественно. Например, Русская Православная Церковь активно «пробивает» основы православной культуры (ОПК) в муниципальной школе. Понятная позиция для большинства, но у меньшинств она встречает некоторый протест. Так, мусульманские лидеры высказываются в связи с этим по-разному, но более настаивают на необходимости равного изучения религий, исторических для народов России. Представителей более новых религиозных движений никто особенно не спрашивает, но можно представить, что их мнение будет особым, оно в российских условиях вполне может совпадать с мнением атеистов. Государственные органы должны действовать в рамках конституционных норм, в соответствии с которыми все религии и религиозные объединения равны перед законом и отделены от государства, с учетом установленного законом светского характера образования в государственной и муниципальной школе┘ И вокруг понятия «светскость» возникают содержательные споры.
По некоторым вопросам наши позиции близки. Например, подготовка специалистов по любым светским специальностям, необходимых религиозным организациям – хоть журналистов, хоть медсестер или бухгалтеров, сопровождающаяся религиозным воспитанием, – возможна в духовных вузах. С другой стороны, десятки государственных вузов готовят специалистов по православной теологии. При этом удивительным оказывается не то, что среди светских дисциплин возникло богословие, а другое. В государственном университете диплом гособразца выдать можно, а священнослужитель, отучившись в духовном образовательном учреждении, остается человеком без признанного государством диплома и не имеет возможности расти далее на смежных научных направлениях. Скажем, он не вправе стать кандидатом философских наук.
Эту, выражаясь мягко, причудливость, и устраняют поправки в законы об образовании и о свободе совести. Соответствующий законопроект был принят в первом чтении ушедшим составом Госдумы. При этом правительство не смогло дать положительного отзыва на этот законопроект из-за разногласий между государственными органами. Законопроект был принят благодаря прямой поддержке, которую президент Владимир Путин высказал на встрече с иерархами РПЦ в день празднования 90-летия восстановления патриаршества на Руси. Поэтому совершенно уместно и высказывание Дмитрия Медведева о том, что закон надо довести до вступления в силу, и для этого требуется поддержка самых ответственных руководителей в нашем государстве.
Хочется отметить еще несколько важных моментов. Закон РФ «Об образовании» определяет его как сочетание обучения и воспитания в интересах общества, личности и государства. Об этом стали забывать не только в вузах, но и в некоторых средних школах, так что светской школе есть чему поучиться у духовных. Воспитание – составная часть образования! Второе: государственная аккредитация выравнивает правовое положение студентов духовных и светских образовательных учреждений. Пока что первые из них не пользуются студенческими льготами. Третий, но по важности отнюдь не последний момент, состоит в том, что повышение уровня светского образования духовных лидеров, уважение к духовному образованию – это необходимо для нашего государства. У нас должна быть собственная система подготовки нужных обществу специалистов, знающих нашу историю, любящих Россию, ее разнообразие и особенности. Иначе в наших мечетях будут служить только имамы, воспитанные в Саудовской Аравии или другой арабской стране, считающие свой исторический опыт и понятия о направлениях развития общества и государства единственно верными. Последствия проводимой ими воспитательной деятельности могут сильно разойтись с потребностями сохранения безопасности и целостности нашего государства.
Что же касается проникновения религии в светскую школу, то надо учитывать несколько обстоятельств. Первое и самое важное: оно состоялось и соответствовало запросу общества, речи о его искоренении не идет. Хотя в деталях еще многое нуждается в оценке, шлифовке и доводке. С другой стороны, превращение существовавшей на протяжении 15 лет аморфной композиции в единый, но сохраняющий гибкость образовательный стандарт – это тоже назревшая необходимость. Предложенные Минобрнауки идеи были одобрены правительством и внесены в Госдуму в форме законопроекта, который скоро станет законом.
Обеспокоенность Русской Православной Церкви не направлена ли отмена регионального компонента образования против того, что она считает своим достижением – была понята и Минобрнауки. Поэтому в рассмотрение всех связанных с законопроектом последствий был вовлечен и высокий представитель РПЦ. Принятые министерством решения были обсуждены и согласованы с Церковью, и я не ожидаю никаких особенных всплесков противоречий интересов при внедрении обновленной системы стандартизации образования. Таким образом, идет нормальный процесс совершенствования законодательства с учетом реалий, и поводов для обвинений государства в недостаточном учете интересов религиозной части общества или непоследовательности в отношениях с религиозными организациями я не вижу.
Взаимоотношения религиозных организаций и регистрационной службы
- Год назад глава Совета по делам религиозных организаций при президенте РФ Сергей Собянин обещал разработать упрощенную форму отчетности, которую религиозные организации должны представлять в регистрационную службу Минюста. Но Росрегистрация продолжает требовать закрытия религиозных организаций (в основном, малочисленных) по суду из-за непредоставления отчетности. Это государственная политика или отсутствие согласованности между ведомствами?
- Эта проблема представляет собой сплошное недоразумение. Напомню предысторию. В начале 2006 года в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (к которым принадлежат и религиозные) было внесено требование ежегодно представлять значительный объем информации о своей деятельности. Правительство 15 апреля 2006 г. приняло по предложению Минэкономразвития России постановление № 212, которым утвердило соответствующие формы. Срок первого представления – к 15 апреля 2007 года и далее к этой же дате ежегодно. В ноябре 2006 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по вопросам религиозных организаций под председательством Сергея Собянина члены Совета от религиозных организаций заявили о практической невозможности для их организаций выполнить все требования и высказали просьбу упростить отчетность для религиозных организаций. Соответствующее поручение Президентского Совета было реализовано под управлением Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ (председатель – Дмитрий Медведев), и 10 апреля 2007 г. было выпущено постановление № 213, которое предельно упростило формы отчетности именно для религиозных организаций и перенесло для них срок первого представления информации на 1 июня. Кроме того, централизованным организациям было дано право представлять сводные отчеты за все входящие в них религиозные организации.
Оставляю в стороне целесообразность именно такого вида контроля за деятельностью некоммерческого сектора. Но в целом понятна мысль, что государству важно знать и финансовые характеристики экономически значимой составляющей деятельности сектора НКО, и источники средств, на которые действуют некоммерческие организации. Возможно, закон и будет пересмотрен, но во всяком случае органы исполнительной, да и судебной власти ради того и существуют, чтобы исполнять закон и наказывать за отступления от него.
Надо отметить, что в срок отчетность была представлена примерно половиной зарегистрированных в России религиозных организаций. Представляют и до сих пор, на сегодня отчитались более 70% организаций в составе РПЦ около 60% других, кроме православных. Эта статистика по сравнению с нерелигиозными НКО выглядит блестяще. В светском секторе отчеты представили менее 30% организаций. Правда, для них и формы посложнее.
Обязанность представлять отчеты была принята религиозными организациями без удовольствия, были даже и высказывания некоторых архиереев, что этот закон Церкви не указ. Но руководство РПЦ своевременно дало разъяснения, и результат налицо. Однако есть случаи, когда отдельные приходы (местные религиозные организации) не дают данные даже в собственные епархиальные управления, где они могли бы быть обобщены и представлены в органы Росрегистрации.
Со всем массивом организаций, не представивших отчеты, Росрегистрации предстоит разбираться и разбираться. Ее бездействие провоцировало бы дальнейшее нарушение закона. С другой стороны, у некоммерческих организаций есть еще время исправиться, представить отчетность за 2006, а через три месяца срок отчета и за 2007 год. Поэтому, как мне кажется, и подаются в суды лишь отдельные иски о ликвидации мелких религиозных организаций. Ведь многие из них могут продолжать свою деятельность и в форме религиозной группы (без образования юридического лица, связанного с наличием заметного имущества). Это делается для того, чтобы стимулировать к выполнению закона тысячи некоммерческих организаций.
Так что говорить о каком-то рассогласовании ведомств в данном случае нет поводов, а исполнение государственной политики – самое что ни на есть мягкое из всех возможных в пределах закона. Что же касается самого закона и перспектив его изменения, то время оценки результатов его действия приближается. Последствиями, как мне кажется, могут быть заметное упрощение формы отчетности для всех НКО (отмена отчетности – вряд ли) и активизация ликвидации «злостных нарушителей».
Визы для иностранных священнослужителей
- Осенью этого года архиепископом Тадеушем Кондрусевичем перед его отъездом в Минск вновь был поднят вопрос о долговременных визах для католических священнослужителей. Тот же вопрос о визах – на этот раз для раввинов - обсуждался на встрече Дмитрия Медведева с главным раввином Берлом Лазаром в декабре. Есть ли какие-то подвижки в этом вопросе? Готово ли государство в исключительном порядке пойти навстречу священнослужителям, приезжающим из-за границы по временной визе?
- Что касается виз, то, как мне кажется, решение этого вопроса лежит не в области уступок религиозным организациям. Изменение миграционных правил произошло вследствие вступления в силу для России единого порядка с Европейским союзом. Соглашение между ЕС-РФ об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза было подписано в городе Сочи 25 мая 2006 г., оно ратифицировано Федеральным законом от 7 марта 2007 года № 30-ФЗ. Правительство постановлением от 4 октября 2007 г. № 635 закрепило изменения в «Положении об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы», утвержденном в 2003 г. Теперь в России и всех государствах ЕС установлены единые визовые правила – почему бы не попробовать жить по ним? Наверное, раввинам можно ездить в Россию так же, как и в Италию, а если невозможно, то надо посмотреть, в чем причины. Не исключаю, что здесь есть что подкорректировать, и не обязательно исправлять надо закон. Может быть, достаточно изменить инструкцию, написанную еще в советские времена. А может быть, священнослужителям надо приезжать на работу по рабочей визе, а не по гуманитарной, предусматривающей возможность многократных посещений, но не постоянное пребывание в течение всего года.
Мне представляется, что заинтересованным религиозным организациям необходимо сначала глубоко продумать ситуацию и при необходимости сформулировать свои пожелания в рамках действующих законов с учетом международного опыта. Потом письменно обратиться со своими предложениями в федеральные органы, на которые возложены нормативное регулирование и выработка государственной политики в сфере, в которой они найдут необходимость корректировок. Например, в МВД России, если речь пойдет об особенностях деятельности Федеральной миграционной службы. Во всяком случае, начинать надо с попыток исполнения установленных норм, а не с их пересмотра.