0
796
Газета Вера и люди Интернет-версия

19.12.2007 00:00:00

Под знаком Диомида

Павел Круг.

Об авторе: Павел Круг - обозреватель "НГ-религий", приложения к "НГ".

Тэги: рпц, рпцз


Самым значительным событием уходящего года в Русской Православной Церкви стало воссоединение с Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ), которое было провозглашено 17 мая. С подписанием Акта о каноническом общении РПЦЗ вошла в состав Московского Патриархата на правах автономной структуры. Это спровоцировало кризис в Зарубежной Церкви, многие священнослужители которой до сих пор не собираются возглашать имя Патриарха Московского и всея Руси во время богослужения – вопреки Акту о каноническом общении. А наиболее резко настроенная по отношению к Московскому Патриархату часть зарубежного духовенства вовсе не приняла воссоединения и создала свое временное церковное управление. Синод РПЦЗ во главе с митрополитом Лавром объявил его неканоничным, а с Московским Патриархатом договорился о «переходном сроке» в пять лет для «непоминающих» имя Патриарха.

Впрочем, к концу года страсти в Зарубежной Церкви поутихли, а Патриарх Алексий II в конце ноября совершил короткий визит в Мюнхен, где находится кафедра Германской епархии РПЦЗ. Первые плоды воссоединения налицо, но остаются и проблемы. Например, в той же Германии после 17 мая в составе Московского Патриархата оказались две дублирующие друг друга епархии и два епископа с одинаковым титулом.

И в России, и в русской диаспоре за рубежом подписание Акта о каноническом общении 17 мая было воспринято не просто как объединение двух церковных структур, но как акт «собирания» православных русских людей по всему миру. Подчеркнуть этот аспект был призван и визит Алексия II во Францию в начале октября. В Париже Патриарх общался не только с католиками (принимающей стороной), но и с представителями русской эмиграции. Кроме того, Алексий II выступил с трибуны Парламентской Ассамблеи Совета Европы в Страсбурге. И воссоединение 17 мая, и визит Патриарха во Францию – знаковые события, укрепившие позиции Русской Православной Церкви. Однако главный нерв церковной жизни в уходящем году был связан с другим событием. Не будет преувеличением сказать, что весь год прошел под знаком епископа Чукотского и Анадырского Диомида (Дзюбана).

В марте глава одной из самых отдаленных епархий РПЦ выступил с посланием ко всем православным верующим, в котором осудил экуменизм, сотрудничество церковной иерархии с властями, лояльное отношение к таким инструментам глобализации, как ИНН, а также призвал к созыву Поместного Собора. В июне «беспокойная Чукотка» вновь напомнила о себе, осудив все эти «ереси» на епархиальном собрании. А осенью епископ Диомид напрямую обратился к Алексию II, обвиняя его в отступлениях от православной веры. Поводом послужил патриарший визит в католический собор Парижской Богоматери в Париже, в котором епископ Диомид усмотрел «совместное моление» с католиками.

Выступление епископа Диомида со всей отчетливостью показало, что фактически в России есть две Церкви. Есть Церковь «официальная» – она ведет диалог с католиками и протестантами, обменивается филиппиками с другими Православными Церквами, посягающими на «каноническую территорию», выступает за введение в школах «Основ православной культуры», спорит с академиками-атеистами по поводу клерикализации общества, призывает прихожан участвовать в выборах – словом, старается быть культурообразующей, открытой обществу и адекватно реагирующей на вызовы времени. Другой вопрос, что это далеко не всегда у нее получается. Эта Церковь бюрократически управляется Священным Синодом во главе с Патриархом.

Но есть и Церковь «народная», которая живет совершенно по другим законам. Эта Церковь призывает своих прихожан отказываться от российских паспортов, запрещает делать прививки детям и ждет скорого прихода антихриста. Эта Церковь обладает всеми чертами подпольного движения – недаром ее члены гордятся тем, что «не ходят на собрания нечестивых», и сравнивают себя с римскими христианами-катакомбниками. Епископ Диомид вслед за покойным митрополитом Иоанном (Снычевым), автором книги «Самодержавие духа», фактически заявил о своей принадлежности этой «народной» Церкви, которая только кажется маргинальной. И теперь Священный Синод не знает, что делать с чукотским иерархом. Запретить в служении – и епископ Диомид автоматически превращается в мученика за веру. Поэтому «официальная» Церковь предпочитает молчать. Не делать ничего. И именно поэтому она не торопится с созывом Поместного Собора – даже по случаю исторического воссоединения с Зарубежной Церковью. Слишком острые вопросы могут быть на нем поставлены.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
642
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2372
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1574
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1201

Другие новости