Николай Бердяев прошел длинный путь – от марксизма к религиозной философии. Он размышлял, предупреждал, пророчествовал. И его сочинения оказываются актуальными именно сейчас.
Яркость, с которой Николай Александрович Бердяев осветил пути русской религиозно-философской мысли, не нуждается в измерении. Сияние его звезды остается необычайно притягательным и сегодня. Спустя 58 лет после смерти мыслителя этот свет собрал вместе философов, культурологов, филологов, историков из разных регионов бывшего СССР, а также известных ученых Западной Европы.
Международная конференция «Николай Бердяев и единство европейского духа», проведенная Библейско-богословским институтом св. апостола Андрея (Москва) при поддержке Католического комитета по культурному сотрудничеству (Рим) и Института Восточных Церквей (Регенсбург, Германия) в конце сентября, прошла с большим успехом в живописном подмосковном месте близ Звенигорода.
Для чего нашим современникам помнить о Бердяеве? Его наследие удивительно, и если мы не будем знать о нем, не понимать, как им воспользоваться, вряд ли пути нашей культуры будут до конца ясны. Однако не только русская культура становится понятнее благодаря этому философу. Доктор Альберт Раух, директор Института Восточных Церквей, отметил: «Россия, «принимая и отдавая», интегрировалась в Европу, корни которой уходят глубоко во всеобщее европейское иудео-греко-христианское наследие, которое он оберегал и которое передал нам».
Оксфордский профессор Джордж Пэттисон, один из ведущих британских специалистов по наследию Бердяева, в своем докладе «Эсхатология и онтология: Хайдеггер и Бердяев» отметил, что русская религиозно-философская мысль для западного сознания важна как платформа интеллектуального творчества и что «построение религиозной философии есть, по-видимому, призвание русской мысли».
Для русских участников конференции Бердяев оказался дорог как философ, проясняющий значение и смыслы культуры, как пророк, указывающий путь ко спасению от надвигающейся катастрофы, которую так остро чувствовал он и его современники и с которой так беспечно заигрываем мы.
«Культура – это путь, которым человечество идет от природы к Богу. И хотя это нелегкий и даже трагический путь, на котором культура начинает сама осознавать свою онтологическую неудачу, это путь «священной неудачи», – подчеркнул известный ученый, доктор философских наук Виктор Бычков.
Другой известный российский философ, профессор Владимир Порус в докладе «Эсхатология свободы» подчеркнул, что мало отдавать себе отчет в приближающейся клинической смерти культуры вследствие «утраты смыслов», ее наполняющих. Культура делает человека человеком, и пока еще в наших силах предупреждать о том, что конец культуры может стать финалом человеческого бытия.
Об эсхатологичности бердяевской философии говорили на конференции многие. И это естественно, ведь философ обладал еще и харизмой пророка, которому свойственно было заглядывать в те пласты бытия, где открываются последние смыслы.
Наше время сопоставимо с первой половиной XX века по масштабам экзистенциального кризиса, связанного с приоритетом материальных ценностей, торжеством прагматизма, культом эффективности. Об этом «кричит» современное искусство, говорят богословы, философы, исследователи культуры. Бердяев ценил человеческую свободу и отмечал, что она никогда не дается естественным путем. Если нет работы духа, если человек не пытается обнаружить в себе истоки божественного начала, он тонет в объективированном мире, где есть форма, но утрачено содержание. И, возможно, творчество Бердяева, память о нем поможет, наконец, осознать, что без поворота к подлинной духовности, к обретению «смыслов», у человека нет будущего.
На конференции в течение четырех дней прозвучало более 30 докладов, а по вечерам проходили круглые столы, на которых обсуждалась связь идей Бердяева с современностью. Каждый из участников оценивал творчество философа по-своему. Один из докладчиков даже исследовал проблему «Философия творчества Н.А. Бердяева и теологический дискурс ОБЭРИУ» (Дмитрий Шукуров). Однако темы свободы, творчества, единства, всегда стоявшие в центре философии Бердяева, были общими для всех.
«Единство европейского духа» – эти высокие слова, обозначившие тему конференции, могут казаться лишь желанной целью, учитывая всю сложность исторического и культурного развития Европы и России. Бердяев умер за пределами нашей родины, оставив огромное наследие, в котором воспевалось единство всего человеческого духа на христианской основе. Сегодня Россия открывает философа заново, в новом контексте собственных проблем, связанных и с обретенной свободой, и с кризисом культуры и духовности, а Европа благодарна Бердяеву за то, что он поднял тему европейского единства на такую духовную высоту.
Партнером Библейско-богословского института в проведении конференции стал Регенсбургский Институт Восточных Церквей. В этом году ему исполнилось 40 лет. Это почтенный срок, за который сделано немало, в том числе в России и для России. Нелишним будет упомянуть, что директор института доктор Раух несколько лет назад был награжден орденом Святого благоверного князя Даниила Московского III степени, присуждаемым Русской Православной Церковью за вклад в развитие православно-католического диалога. Такие партнеры дают возможность почувствовать, что такое единство духа на практике.
Тема единства сегодня актуальна, но говорить о ней не просто. Единство нередко понимается как смешение, утрата собственной цели и целостности. Доктор Раух отметил на конференции, что даже если православие и католичество никогда не будут объединены, мы все равно должны вести диалог. В нем мы открываем, что живем одними и теми же ценностями. Имя Николая Бердяева, русского христианского философа и истинного европейца, может быть одним из символов этого единства.