0
1616
Газета Вера и люди Интернет-версия

19.07.2006 00:00:00

Вера в Церковь

Андрей Александрович

Об авторе: Андрей Платонов

Тэги: афанасьев, церковь, экклезиология


Протоиерей Александр Шмеман писал, что богословие Николая Афанасьева представляет собой уникальное сочетание мистического вдохновения евхаристии и совершенного владения научно-историческим методом. «То, что Хомяков вдохновенно и гениально провозглашает, то о. Николай Афанасьев анализирует... Если Хомяков, по слову Самарина, выясняет область света, атмосферу Церкви, то Афанасьев показывает воплощение Церкви в конкретных формах ее строя».

По словам самого отца Николая, «все думают, что я пишу труды моим логическим умом и ученостью. Но ведь это только так, потом приходит мне на помощь. А начинаю я писать слезами и кровью сердца моего».

Николай Афанасьев, основываясь на Священном Писании и церковной истории, показывает, что есть только одна Церковь – Церковь Духа Святого, Церковь Божия во Христе, которая в полноте присутствует и выявляется в евхаристическом собрании каждой христианской общины. А каждая местная церковь, по выражению святителя Игнатия Антиохийского, – «агапэ» (любовь). Именно любовь объединяет между собой и независимые местные церкви, существовавшие вначале в каждом городе, где были христиане.

Об Афанасьеве пишут книги и диссертации во всем мире, а его труды обильно цитируют в Настольной книге священнослужителя, изданной в Московской Патриархии. В то же время зачастую приходится сталкиваться с недобросовестной критикой трудов этого священника, основанной на приписывании ему положений, которых он не делал, или, наоборот, на обвинении его в пренебрежении важными положениями, которые он на самом деле учитывал и раскрывал. Дело в том, что судили о его идеях более 20 лет по отдельным статьям и сокращенным и популярным изложениям. Первая половина основного труда Николая Афанасьева «Ecclesia Spiritus Sancti» («Церковь Духа Святого»), так и не законченного, была издана только в 1971 г.

Николай Афанасьев родился в 1893 году в Одессе. Учился математике в Новороссийском университете. Во время Первой мировой войны, закончив Артиллерийское училище, служил в береговой артиллерии в Ревеле, затем принимал участие в Гражданской войне. После эвакуации оказался в Белграде, где закончил богословский факультет.

В Белграде Афанасьев пишет докторскую диссертацию «Государственная власть на Вселенских Соборах» под руководством профессора Александра Доброклонского, продолжателя выдающейся церковно-исторической школы Московской Духовной академии, прославленной трудами Александра Горского, Евгения Голубинского, Николая Глубоковского, чьи традиции были прерваны революцией в России, но продолжались в эмиграции – в Белграде, Софии, Праге, Варшаве, Париже, Нью-Йорке.

Не защитив диссертацию, Афанасьев уезжает на лечение в Швейцарию. С 1930 г. он начинает преподавать в парижском Свято-Сергиевском богословском институте. В 1940 г. он был посвящен в сан священника митрополитом Евлогием (Георгиевским). С 1941 г. шесть лет служил в Тунисе, долгое время оставаясь единственным православным пастырем на всю страну. Его прихожанами были в основном русские беженцы-моряки. Здесь священник писал «Церковь Духа Святого», защищенную в 1950 г. в качестве докторской диссертации в Париже, куда он вернулся в 1947 г.

С 1952 г. Афанасьев организует литургические конференции и участвует в экуменических встречах (в частности, был наблюдателем на II Ватиканском Соборе). С 1953 г. начинает много печататься по-французски.

Еще в Белграде Афанасьев был советником по вопросам канонического права будущего Сербского Патриарха Варнавы. В Париже он принимает деятельное участие в Управлении Экзархата. В 1952 г. митрополит Владимир (Тихоницкий) назначает его советником Епархиального управления и председателем Канонической комиссии, а затем – председателем Духовного Судебного присутствия. После получения грамоты Вселенского Патриарха в 1965 г. отец Николай участвует в оформлении нового Устава Архиепископии.

В период 1947–1966 он пишет труды, главным образом по экклезиологии (учения о Церкви). Осталась недописанной вторая часть «Церкви Духа Святого», получившая название «Границы Церкви». Скончался Николай Афанасьев 4 декабря 1966 г. в Париже.

Вера Афанасьева в Церковь как никогда необходима нам сейчас, среди юрисдикционных настроений, скандалов и расколов. Колоссальные размеры Московского Патриархата привели к наибольшему отходу от ее первоначального устройства. Так, избрание епископа совершенно не зависит от церковного народа, величина епархии лишает архиерея возможности быть пастырем, близко знать свою паству, а противоканонические перемещения с одной кафедры на другую превращают архиерея во временщика.

Искажение церковного устройства порождает самые разные соблазны: 1) административное стремление представить status quo как нормальную ситуацию (например, в 2000 г. Синодальная Богословская комиссия, обосновывая понятие канонических границ Церкви, дала поверхностную и искаженную трактовку выводов Афанасьева); 2) демократические попытки преобразовать церковное управление на выборных началах (решения Поместного Собора 1917–1918 гг. вносили в управление Церкви чуждый ее Духу принцип демократической власти); 3) общинную утопию превращения Церкви в союз малых семей-общин (как это предлагалось, в частности, священником Георгием Кочетковым); 4) униатское совращение в папистскую структуру централизованной «универсальной Церкви»; 5) расколы по национальному признаку, 6) самочиние и самосвятство «альтернативного православия»...

Протопресвитер Иоанн Мейендорф 35 лет назад выразил надежду, что учение Афанасьева научит правильному отношению к церковной реальности и путям ее преображения изнутри. Сегодня многие деятели Церкви во всем мире стремятся внести в это свой вклад.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
1443
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
1001
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
1172
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
1214

Другие новости

загрузка...